ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕРПСИХОРА | Владикавказский колледж искусств имени Валерия Гергиева

Владикавказский колледж искусств имени Валерия Гергиева

    ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕРПСИХОРА

    22 июня, 2023

    ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕРПСИХОРА

    22.06.2023. ВКИ им. В.Гергиева, каб.211

    День памяти и скорби 22 июня 2023 года – это годовщина начала Великой Отечественной войны. Именно в этот день летом 1941 года началась самая кровопролитная и страшная война в истории нашей страны, явившаяся основной частью Второй мировой войны 1939-1945 годов.

    О расположении советских и германских войск вдоль западной границы СССР к 22 июня 1941 года написано немало исторических работ, произведен глубокий анализ сил, с которыми Советский Союз и Германия подошли к жестокой четырехлетней битве, унесшей десятки миллионов жизней. Однако историки еще не могут дать точный ответ на вопрос – кто именно за шестьдесят минут до официального начала войны, в три часа ночи, начал бомбардировку Севастополя? Английские архивы строго, на протяжении многих десятков лет, тщательно охраняют свои секреты.

    И все же главные события первых часов долгого летнего дня разворачивались на сухопутных западных рубежах Советского Союза. Вплотную друг к другу, на расстоянии взгляда через оптические приборы, расположились две основные военные армады того времени: немецко-фашистские войска и гарнизоны западных военных округов Красной Армии. В донесениях советских пограничных войск, в мемуарах отечественных военачальников, в книге на все времена «Брестская крепость» писателя и публициста Сергея Смирнова подробно показано, что грозовая атмосфера грядущей катастрофы висела все предшествующие 22 июня дни. В исторических документах, художественных произведениях и фильмах можно увидеть, что враг начал военные действия на западной границе СССР чуть ли не в полночь. Уже в половине первого ночи 22 июня во все округа из Москвы полетела Директива № 1: не поддаваться ни на какие провокации на границе, скрытно заняв при этом огневые точки. Так наступал, действительно, наш общий День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны. Немецкие саперы уже к трем часам ночи занимались минированием советской территории. Наступление гитлеровцев, начавшееся в 4.00 утра, происходило на трех направлениях – на Москву, Ленинград и Киев. 22 июня в ходе немецкого наступления на так называемом «белостокском выступе» были захвачены многие приграничные города Советского Союза. Началась легендарная оборона Брестской крепости, сковавшая отдельные силы противника. Помимо фашистских войск 22 июня 1941 года финская армия заняла демилитаризованную зону на Аландских островах. В этот же день в Литве вспыхнуло антисоветское восстание, поднятое сторонниками восстановления независимости. Чуть лучше обстояли дела на южном направлении, где советские войска 22 июня задержали захват Молдавии немецкими и румынскими войсками.

    Ранним утром 22 июня посол Германии в СССР граф Шуленбург вручил наркому внутренних дел Советского Союза Вячеславу Молотову ноту об объявлении войны. Такая же нота была вручена имперским министром иностранных дел Германии Риббентропом советскому послу в Берлине Владимиру Деканозову. После срочного совещания в Политбюро ЦК ВКП (б) в полдень Вячеслав Молотов выступил по радио с обращением к советскому народу. В этот же день Верховный Совет СССР издал указ о мобилизации.

    Несмотря на то, что о дате помнили на протяжении всего советского периода, статус памятной она приобрела уже в постсоветское время. С 1992 года День памяти и скорби постановлением Верховного Совета Российской Федерации именовался Днем памяти защитников Отечества. Через несколько лет, 8 июня 1996 года, указом Президента Бориса Ельцина 22 июня в Российской Федерации объявлено официально «Днем памяти и скорби». В этот день по всей стране проводятся памятные мероприятия, различные патриотические акции, приспускаются государственные флаги, возлагаются венки к Могиле Неизвестного солдата и Вечному огню в Москве и других городах России.

    Начиная с 2009 года в День памяти и скорби 22 июня проводится традиционная мемориальная акция «Свеча памяти». В этот день рано утром представители различных общественных организаций приходят к местам, связанным с событиями Великой Отечественной войны, с зажженными свечами. Год от года ширится география акции. Она затрагивает не только Россию и бывшие республики Советского Союза. «Свеча памяти» проходит даже в государствах, далеких от сражений с фашистской Германией. Особенно День памяти и скорби отмечают в городах-героях и городах воинской славы. Помимо акции «Свеча памяти» в различных населенных пунктах 22 июня проходят также похожие тематические акции. В Москве на Крымской набережной проводится «Линия памяти» с зажжением 1418 свечей (ровно столько дней продолжалась война). Самая многолетняя традиция, берущая свое начало с 1992 года, патриотическая акция «Вахта памяти – Вечный огонь», ежегодно проходящая в Александровском саду столицы. Год назад Министерство обороны Российской Федерации запустило в День памяти и скорби Всероссийскую военно-патриотическую акцию «Горсть Памяти», которая направлена на передачу земли с братских могил в историко-мемориальный комплекс Главного Храма Вооруженных Сил в Москве.

    Государственная Дума приняла в третьем чтении закон, дополняющий действующий Закон «О днях воинской славы и памятных датах России» и предлагающий проведение общефедеральной минуты молчания в День памяти и скорби 22 июня. 

    Его авторами выступили депутаты всех фракций ГД — заместители Председателя ГД Ирина Яровая («Единая Россия») и Игорь Лебедев (ЛДПР), Первый заместитель Председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев (КПРФ) и Первый заместитель Председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов («Справедливая Россия»).

    Ирина Яровая предложила проводить Общероссийскую минуту молчания в момент начала Великой Отечественной войны: «22 июня 1941 года в 12 часов 15 минут впервые в оцепенении вся страна слушала и понимала, что началась агрессия против нашей страны». 

    Она также выразила мнение, что и странами, которые ранее были одной большой страной и которые вышли из состава СССР, но остались братскими народами для России, будет поддержана инициатива о том, чтобы общая минута молчания стала нашим общим рубежом современного мира и современной защиты от любых проявлений нацизма, от любой агрессии.

    «Общая минута молчания современной России будет вечно живым напоминанием миру об агрессии против нашей страны и о несгибаемой воле и мужестве нашего многонационального народа, не покорившегося фашизму и подарившего миру победу во Второй мировой войне. Предостережением от амбиций нацизма и возрождения фашистской идеологии, чудовищных по своей сути и последствиям в истории всего человечества. Символ общей и вечной народной памяти и скорби о каждом погибшем и всех жертвах фашизма, соединения поколений в неприятии агрессии и нацизма, защите общечеловеческих ценностей, воспитания настоящих и будущих поколений в традиции добра и справедливости, ценности мира и дружелюбия», 

    22 июня 2023 года в День памяти и скорби в 12.15 по московскому времени на всей территории Российской Федерации пройдет Всероссийская акция «Минута молчания».

    По всей стране в 12:15 на одну минуту жизнь замрёт. Люди склонят головы и вспомнят родных и близких, переживших самую кровопролитную войну 20 века:

    — прервется вещание в эфире телевидения и радио, кабельных каналов;

    — прекратят работать кассы в торговых центрах;

    — остановится общественный транспорт;

    — призываем остановить личные автомобили.

    Это мгновение тишины станет символом нашей бессмертной любви к родине, единения и сопричастности в горе. Люди по всей стране склонят головы и вспомнят своих родных и близких, переживших те страшные времена и принесших победу над фашизмом.

    В этот день мы должны вспомнить героев Великой Отечественной войны, которые отдали свои жизни за будущее нашей страны. Мы должны сохранять и передавать память о подвигах наших предков будущим поколениям.

    Акция «Минута молчания» объединит всех граждан России в едином порыве памяти и уважения к тем, кто защищал нашу свободу и независимость. Пусть эта минута молчания напомнит нам о том, что Великая Отечественная война оставила глубокий след в сердцах людей, и мы должны всегда помнить о бессмертном подвиге наших предков.

    За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. Тем значимее наша Победа!

    Великая Отечественная война 1941-1945 г. длилась 1418 дней и ночей. Эта трагедия прошла через каждую семью и сердце каждого гражданина нашей страны. За годы Великой Отечественной войны погибло более 27 миллионов человек. Много людей погибло от голода, бомбёжек, артобстрелов, тяжких условий жизни и труда. В эти тяжёлые годы солдаты и обычные жители совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая Великую Победу.

    В годы Великой Отечественной войны жизнь и труд всех советских людей, в том числе и деятелей искусства, были подчинены одной цели — скорейшей победе над врагом. Артисты выступали на всех фронтах в военных подразделениях, в госпиталях, в партизанских отрядах. Вместе с выдающимися мастерами выступала в концертах и молодежь, студенты театральных и музыкальных вузов.

    Продолжали свою работу крупнейшие театры Москвы и Ленинграда. Остававшийся в блокадном Ленинграде балетный коллектив проявлял примеры мужества и героизма. Несмотря на постоянные обстрелы и бомбежки артисты балета ни на день не прерывали своих выступлений.

    В военных частях особенным успехом пользовались танцы на военную тему и народные танцы. Поэтому в годы войны создается большое количество ансамблей песни и пляски. Каждая воинская часть имела свой коллектив.

    Танец во время Великой Отечественной войны были не просто искусством. Он дарил бодрость духа, задавал настрой, позволял отвлечься и помогал не унывать! Вспоминая годы Великой Отечественной войны, ветераны рассказывают, что даже в самое суровое время, забывая об усталости, порой в перерывах между работой на заводах, они, тогда ещё юные, измученные, голодные устраивали концерты, после которых обязательно происходили танцы. Матросский танец «Яблочко» появился задолго до ВОВ, но его и во время войны солдаты с удовольствием отплясывали — он отражал крепкий дух и задор в русском характере. А еще в войну танцевали танец татарских мальчиков, грузинский багдадури, цыганский танец, «Тачанка», русские народные танцы (конечно, с присядками, дробями, различными вращениями). Специально никто не учился. Танцевали, как говорится, «кто во что горазд». Главное — с душой! (1)

    1.

    Но самый главный танец Великой Отечественной войны, танец, прошедший всю войну и исполненный в День Победы, — это вальс.(2)

    2.

    Танец в годы войны поддерживал, поднимал боевой дух. 21 июня 1941 года труппа Малого театра под руководством Николая Александровича Анненкова играла шефский концерт в Волынской области на северо-западе Украины у труппы было запланировано несколько выступлений, и когда на следующий день — в первый день Великой Отечественной войны – они фактически оказались в зоне боевых действий, было принято решение не отменять гастроли. По сути, именно актеры Малого театра стали первой фронтовой бригадой — выездным театрально-концертным коллективом, выступавшим в годы войны со спектаклями и сборными концертными программами в прифронтовых районах и военизированных учреждениях тыла.

    Из «Обращения ко всем творческим работникам» Пленума ЦК профсоюза работников искусств, обнародованного 23 июня 1941 года: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы над фашизмом». Концерты давали в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах.(3)

    3.

    Наравне с фронтовиками и тружениками тыла актеры, циркачи, танцоры и музыканты приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей — всех тех, от кого исход войны зависел напрямую. Выступления фронтовых концертных бригад были настоящим событием для наших бойцов, весточкой мирной жизни. Выступлений ждали с огромным нетерпением.(4)

    4.

    Артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч — не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Но не только на линии фронта, но и в тылу было необходимо поддерживать боевой дух, в частности, бойцов, находящихся на лечении в госпиталях, на вокзалах, в призывных пунктах. Танец, безусловно, являлся стимулом для поддержания боевого духа бойцов. Выступления фронтовых бригад, самодеятельные коллективы при госпиталях и гармошка в короткие затишья между боями заполняли тяжелые фронтовые будни минутами мирной жизни.(5)

    5.

    Велика была роль искусства в осаждённом Ленинграде. Огромное влияние на подъем патриотического настроения и морального духа горожан и защитников Ленинграда оказали деятели искусства. Именно культура в годы Великой Отечественной войны оказалась наиболее востребованной, являлась духовным зарядом по мобилизации на героический труд и ратный подвиг. С самого начала войны основной формой жизни ленинградских артистов, в том числе и артистов балета, стала военно-шефская работа. Все артисты ленинградских театров, оставшиеся в городе, были сформированы в концертные бригады, которые дали за годы войны свыше 56 тысяч концертов, из них 46 тысяч в войсках Ленинградского и Волховского фронтов.

    Проведение шефских концертов способствовало тесному сплочению деятелей искусства с бойцами и жителями города. Уже в первые дни войны они стали обслуживать сборные пункты, а позднее выезжали во фронтовые подразделения, на боевые корабли, в учебные полки, госпитали, на заводы, в домохозяйства и т. д. Свидетелями этого являются документы личных фондов артистов балета Н.В. Пельцер и В.С. Костровицкой, оставшихся в осажденном Ленинграде, балетмейстера А.Е. Обранта, который находился на Ленинградском фронте и часто бывал в городе, художницы В.В. Милютиной, оформлявшей костюмы для танцевальных номеров Детской студии Дворца пионеров во время блокады, балерин Т.М. Вечесловой, Г.Д. Георгиевской — Кремшевской, эвакуированных вместе с Ленинградским государственным академическим театром оперы и балета им. С.М. Кирова в Пермь (г.Молотов), но всей душой остававшихся с родным городом, а также документы учреждений: Ленинградского государственного театра музыкальной комедии, Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова, Ленинградского хореографического училища.

    Из документов Театра музыкальной комедии видно, что театр всю войну не прекращал своей работы в городе. О жизни театра и его актерах в те годы красноречиво рассказывают документы личного фонда балерины Пельцер Нины Васильевны. Среди документов сохранились воспоминания актера и режиссера этого театра Н.Я. Янета. Вот, что он писал: «…23 декабря 1941 г. в соседнее с театром здание попала бомба, создалось угрожающее положение и пришлось перебираться в помещение Театра имени Пушкина, взяв с собой декорации, костюмы и наш голубой занавес. В середине января 1942 г. случилось самое страшное во всем городе не стало света. Выезды с концертами на фронт и в госпитали стали теперь нашим главным творческим делом, дававшим силы и волю в работе… Балерина Пельцер потребовала от дирекции приказа об обязательном посещении артистами балета занятий по классическому танцу и сама проводила их. И это то же было фантастикой: холодное фойе с садовыми скамейками, заменявшими балетный класс со станком, где исхудавшие до скелетообразного состояния девушки разминаются, как прежде, перед началом урока…». Н.В. Пельцер своим мастерством и самоотверженностью заслужила известность и любовь зрителя. Во время войны бойцы писали ей письма, где обещали не допустить врага, ни в свой город, ни в свою семью, ни в «свой театр». После войны она вспоминала: «Даже те бойцы с переднего края, которые не имели возможности попасть к нам в театр были более или менее спокойны за свои семьи. Ведь если театр играет, значит не так уж катастрофически плохо». «Неужели балерина Пельцер танцует?» — удивленно спрашивали они командиров частей, в которых мы побывали или которые побывали в городе. Спектакли и концерты Театра музыкальной комедии пользовались особой популярностью. Оперетта стала любимым жанром ленинградцев и воинов Ленфронта. Музыка, танцы, нехитрый сюжет расслабляли людей, позволяли на некоторое время забыть ужасы войны.

    Документы рассказывают о том, что каждый день, проведенный в осажденным городе, был настоящим подвигом для людей, а местные власти делали всё для того, чтобы хоть как-нибудь улучшить их положение. Ярким примером этого является постановление Ленгорисполкома 25 декабря 1941 г., принятое несмотря на жуткую, морозную и голодную зиму 1941-1942 гг., об организации детских новогодних ёлок, так как в городе оставалось около 300 тысяч детей, работало 9 школ. Городские новогодние ёлки для учащихся 7-10 классов проходили в помещениях театров: Театра драмы им. Пушкина, Большого драматического театра и Малого оперного театра. Во всех театрах был электрический свет, играли духовые оркестры, давали представления, были накрыты столы. Детей, участвовавших в праздниках ёлки, кормили обедами, не вырезая талонов из продовольственных карточек. Гостями блокадных ёлок стали около 50 тысяч школьников. Другие дети без внимания также не были оставлены. Новогодние ёлки были даже в бомбоубежищах. Тарелку горячего супа получил каждый. Среди личных документов у балерины Н.В. Пельцер сохранилась благодарность от 8 января 1942 Городской комиссии при Ленгорисполкоме по проведению детской Новогодней ёлки, выданная балерине за активное участие по обслуживанию детей на ёлке, которая проходила в Театре драмы им. Пушкина, где тогда находился Театр музыкальной комедии.

    Большая востребованность в искусстве во время войны, в том числе и хореографического, способствовала созданию по заданию Политуправления 55 армии Ленфронта старшим лейтенантом А.Е. Обрантом, ранее руководителем хореографического кружка Дворца пионеров, зимой 1942 г. детского хореографического коллектива при Ансамбле Политуправления из голодных, больных кружковцев, которые после лечения дали первый концерт для воинов 30 марта 1942 г. в с. Рыбацкое, а всего ими было дано 3000 концертов.

    В фонде балерины Г.Д. Кремшевской сохранился дневник балетмейстера А.Е. Обранта, руководителя этого коллектива за 3 мая- 14 июня 1945 г. Из которого видно, что коллектив за годы войны сформировался и стал профессиональным, а в первые дни после войны хореографический коллектив ансамбля Политуправления 55 армии Ленфронта был преобразован и вошел в состав Ленконцерта.

    Аркадий Ефимович Обрант – балетмейстер, руководитель Молодежного фронтового танцевального ансамбля. В первые дни Великой Отечественной войны Аркадий ушел добровольцем на фронт. Командир взвода лейтенант Обрант участвовал в боевых операциях по обороне Ленинграда. Получил ранение. В феврале 1942 года он стал первым человеком необыкновенной профессии – военным балетмейстером. История человечества еще не знала ни такой профессии, ни такой должности. По заданию политотдела 55-й армии Ленинградского фронта Аркадий был откомандирован в блокадный Ленинград для организации агитвзвода. Но певцы в армии имелись, а хороших танцоров среди солдат не нашлось. И тогда Обрант предложил разыскать в осажденном Ленинграде бывших воспитанников своего довоенного ансамбля. Изнуренные голодом и холодом девчонки и мальчишки, которых педагог безгранично любил и берег, месяц пролежали в фронтовом госпитале, а когда окрепли и набрались сил, стали выступать. Знаменитые «Тачанка» и «Яблочко», русский «Пляс-перепляс», белорусские «Крыжачок» и «Юрочка», украинский «Гопак» и другие танцы пользовались неизменным успехом у бойцов. Юные танцоры на полуторках, подводах или пешком, с вещевыми мешками за плечами, в которых находились костюмы и нехитрый реквизит, добирались на передние рубежи, в части и подразделения войск Ленинградского фронта.

    Не раз только счастливый случай спасал юных артистов: здание, откуда они вышли, или изба, в которую они направлялись для очередного выступления, на их же глазах взлетали в воздух от прямого попадания снаряда. Но они танцевали! Танцевали при свете свечей, коптилок или карманных фонариков, в землянках, согретых только дыханием бойцов, на кузовах грузовиков. Одни бойцы уходили в бой, другие возвращались, а ребята давали концерты без передышки. Выступления ленинградских блокадных детей, бесстрашно отплясывающих под огнем врага, были самой лучшей политбеседой.(6)

    6.

    В мае 1943 года танцевальная группа агитвзвода стала самостоятельным фронтовым ансамблем. А в 1944-м юные артисты участвовали во всеармейском смотре фронтовых бригад и заняли одно из ведущих мест. В том же году они с огромным успехом выступили в Москве на III Всесоюзном антифашистском слете молодежи.

    Фронтовой ансамбль продолжил свои выступления в воинских частях, продвигавшихся все дальше на Запад. В начале мая 1945 года, после нескольких выступлений в Берлине, танцоры были доставлены в Ленинград для участия в праздничном концерте на Дворцовой площади. 9 мая 1945-го «обрантовцы» танцевали перед ликующими людьми свой знаменитый «Марш Победы», задуманный еще в 1943-м.

    За годы войны отважное артистическое подразделение лейтенанта Аркадия Обранта дало на фронте около 3000 концертов. Все участники коллектива награждены боевыми орденами и медалями. А Аркадий Ефимович – орденом Отечественной войны II степени.

    В 1981 году вышел фильм режиссёра Наума Бирмана «Мы смерти смотрели в лицо» в главной роли с Олегом Далем. Эта полная драмы, но всё же оптимистичная картина стала предпоследней работой артиста. В годы войны сам Бирман, ещё довольно молодой человек, был участником агитбригады и не раз бывал на фронте.(7) 

    7.

    Военная тема вообще не раз появлялась в его творчестве, а теперь ему захотелось перенести на экран повесть Юрия Яковлева «Балерина политотдела» о юных танцорах, мальчишках и девчонках, которые дарили минуты мирной радости солдатам. Главным героем повести был балетмейстер Борис Корбут, и у этого героя был реальный прототип – балетмейстер Аркадий Обрант, который действительно собрал из ребят, ещё до войны занимавшихся в его кружке в Ленинградском дворце пионеров, ансамбль. 

    Как ни парадоксально, но «гастроли под снарядами» стали для участников ансамбля спасением – в блокадном Ленинграде большинство из них наверняка погибло бы.

    Даль с невероятным усердием готовился к роли: разыскивал учеников Обранта и общался с ними, читал материалы, написанные о педагоге (сам Обрант скончался в 1974 году). Во время репетиций Даль так вжился в образ, что многие из тех, кто знал Обранта, потом, когда фильм уже вышел, видели на экране настоящего Обранта. На роли юных танцоров пригласили учеников Вагановского училища. Ребята оказались очень артистичными: им отменно удались не только сцены с репетициями, но бытовые эпизоды, где они предстали обычными подростками, в которых едва теплится жизнь. Заканчивается фильм «Мы смерти смотрели в лицо» оптимистично, как это, к счастью, произошло и в жизни. Эта картина – это настоящий гимн Ленинграду, пережившему блокаду, и его людям, которые сумели остаться людьми, смотря в лицо смерти. 

    Война, охватив холодными щупальцами горло страны, не остановила движение крови в её организме. Люди продолжали жить, а значит, продолжали танцевать. Не только обрантовцы, но и множество других танцевальных коллективов колесили по территории растерзанного государства, оставляя за собой яркий незабываемый след.

    В блокадном Ленинграде оставалось три артистических коллектива, заданием которых было поднятие духа городских защитников. И даже в самые жестокие и тяжёлые дни Ленинград украшался афишами, которые приглашали жителей города в театр на концерт. Ни дня без танца: даже погибая от голодного истощения, артисты не прекращали творческой деятельности, ибо мужество и чувство долга оказывались сильнее страха смерти.(8)

    8.

    С первых дней войны Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова перестроил свою деятельность на военный лад. В отчетах театра за 1941-1943 гг. указано, что 19 августа 1941 г. по решению Комитета по делам искусств при СНК СССР и руководящих ленинградских организаций Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова был эвакуирован в Пермь (г. Молотов) и прибыл туда через 10 дней в полном составе (520 чел.), а вместе с членами семей- 2000 человек. В Перми ему было предоставлено помещение местного оперного театра, где он 13 сентября 1941 открыл сезон. За сентябрь-декабрь театром было возобновлено 16 спектакле: 8 балетов и 8 опер. В годы войны параллельно с напряженной производственной работой по текущему репертуару и постановке новых спектаклей интенсивно развивалось военно-шефское обслуживание Красной Армии. За этот период было дано 279 концертов лучшими силами театра, по 2-3 концерта в день для воинских частей и госпиталей. На фронт часто выезжали многие бригады театра во главе с ведущими артистами балета Т.М. Вечесловой, А.В. Лопуховыми и другими. Эти бригады обслуживали моряков Балтийского флота и воинов Ленинградского, Волховского, Сталинградского, Донского и др. фронтов. В документах театра сохранились дневники фронтовых бригад, с фамилиями участников, репертуаром и другими записями. В Пермской (Молотовской) области было широко развернуто обслуживание воинских частей и госпиталей.

    В Пермь было эвакуировано также Ленинградское хореографическое училище, где учились дети из разных регионов страны и на основе которого зародилась Пермская хореографическая студия, которая распоряжением СНК СССР от 2 апреля 1945 г. была преобразована в Пермское хореографическое училище, где со дня основания и на протяжении многих лет художественным руководителем была артистка балета Е.Н. Гейденрейх, танцевавшая в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова с 1915 по 1936 г., а после войны осталась там работать, как и другие ленинградские артисты этого театра. Сейчас Пермское хореографическое училище является одним из ведущих училищ  нашей страны, прочно стоящего на традициях классического балета, переданных ленинградцами в годы Великой Отечественной войны. (9)

    7d0ac2f54dbc15261c2469761f582ab5.jpeg

    9. Екатерина Гейденрейх.

    В блокадном Ленинграде тоже работала группа артистов. Первую зиму ее возглавляла Ваганова. После того, как обессилевшую Агриппину Яковлевну удалось переправить на «большую землю», руководство перешло к балерине Ольге Иордан.(10), (11)

    759b7cc22e140e1b721c595ef93f9f71.jpg

    10. Ваганова Агрипина Яковлевна

    49d5b986d39899e0eee177bd8553efca.jpeg

    11. Ольга Иордан

    Исполняли «Эсмеральду», «Конька-Горбунка», Grandpas из «Пахиты», концертные номера.

    В 1942 и 1943 годах состоялись «блокадные» наборы в хореографическое училище. Удивительно и необъяснимо, но из этих еле стоявших на ногах детей вышло немало замечательных артистов, впоследствии проявивших себя и в педагогике.

    1944 год для Ленинграда был годом возвращения к мирной жизни. Восстановление здания Театра имени Кирова (в сентябре 41-го в него попала бомба, разрушив часть зрительного зала и помещений дирекции), возвращение труппы, начало регулярных спектаклей были таким же знаком возрождения, как снятие зачехлений со шпилей и куполов, открытие магазинов, выход на линию привычных маршрутов общественного транспорта. Все, что происходило в ленинградском балете в первые послевоенные годы, воспринималось городом, горожанами, ленинградской интеллигенцией с неподдельным энтузиазмом. Балет «Золушка» 1946 года на музыку Сергея Прокофьева подарила зрителям атмосферу волшебной сказки и выдвинула в лидеры ленинградского балета Константина Сергеева. Жизнь потихоньку возвращалась в прежнее русло. Впереди было еще много трудностей: восстановление мирной жизни, налаживание быта… Искусство вдохновляло людей, давало им заряд энергии и грело душу…

    Весть о начале Великой Отечественной войны застала воспитанников и педагогов Ленинградского хореографического училища на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Работу не прервали, репетиция продолжилась, и выпускной спектакль, как было назначено, состоялся 25 июня. Сразу после выпускного спектакля многие его участники ушли на защиту Родины, вступив в ряды Красной Армии.

    5 июля младшие классы – с первого по седьмой – в сопровождении директора училища Ревекки Борисовны Хаскиной и ряда педагогов были эвакуированы из Ленинграда в пионерский лагерь под Кострому.19 августа старшие воспитанники, педагоги и сотрудники училища вместе с ГАТОБом имени С.М. Кирова были эвакуированы из Ленинграда в город Молотов (ныне Пермь).(12)

    12. Ленинградское хореографическое училище в эвакуации 1941 г.

    Исполняющим обязанности директора ЛХУ в блокадном городе была назначена Лидия Семеновна Тагер. Оставшиеся в Ленинграде учащиеся старших классов, педагоги и сотрудники несли круглосуточные дежурства в здании училища, давали шефские концерты для воинов, расчищали улицы после бомбежек, участвовали в строительстве оборонных сооружений, вступили в отряд МПВО. Взрослые тушили на крыше зажигательные бомбы. Более 200 концертов за один месяц обслужила эта маленькая группа ослабевших детей. (13) (14)

    13. Классическое трио на музыку Ф. Шопена 1942 г.

    14.

    В декабре 1942 г. оставшаяся в Ленинграде часть педагогического коллектива во главе с и. о. директора училища Л.С. Тагер организовала первый набор детей в первый класс. Занятия первого блокадного набора начались в январе 1943 года. Условия блокадной жизни были невероятно трудны, но уроки шли строго по расписанию, порядок которого могли нарушить только воздушные тревоги.

    Летом 1943 года воспитанники училища выступили с первым отчетным концертом в Городском блокадном театре (на сцене Театра Комедии). Малыши показали фрагмент урока классического танца и концертные номера. 26 сентября 1943 года дети, начавшие учиться в январе, дали целое отделение в вечере балета на сцене Малого оперного театра.(15)

    15.

    Даже в мирное, благополучное время нагрузка ученика хореографического училища велика, начиная с младших классов. Как же справлялись с ней малыши, измученные голодом и холодом?

    Учителя подходили к своей задаче с большим пониманием и осторожностью.

    Особая миссия легла на педагогов классического танца. Заботясь о детях, они постоянно чередовали занятия с короткими промежутками отдыха, порой сокращали время урока или количество упражнений. Но удивительно: ученики занимались с редкой самоотдачей, не жаловались на усталость и соблюдали образцовый порядок и дисциплину. Столовая не работала, дети приносили из дома кусочек хлеба или дуранды–кукурузного жмыха. На каждой перемене детям наливали по кружке кипятка из большого медного чайника. Кроме голода мучил холод. Обогревать огромные помещения школы было нечем. Если смотреть на немногие сохранившиеся фотографии, запечатлевшие уроки классического танца тех лет, не веришь, что они проходили в тяжелое военное время. Как всегда, опрятны недлинные белые платьица, блещут чистотой носочки и туфельки, аккуратно причесаны головки. Платья и туфли детям шила костюмерша, а штопали туфли девочки сами. В первом классе из образовательных предметов изучали русский язык, арифметику, французский, во втором классе добавились естествознание, музыка (фортепиано), история и теория музыки.

    Дети вместе с педагогами участвовали в концертах, главным образом в госпиталях. Они пели, читали стихи и прозу, играли на рояле, разыгрывали маленькие пьесы, танцевали вальс из «Спящей красавицы», танцы «Куколки», «Ваньки-встаньки» Маленьких воспитанников на выступления возили на открытых грузовиках, в кузовах которых крепились доски, чтобы дети могли сидеть.

    Летом 1944 года после снятия блокады Ленинградский Кировский театр и Ленинградское хореографическое училище вернулись домой,а в Перми остались дети, которые теперь лишились возможности продолжать занятия хореографией. Встал вопрос об открытии в городе своей студии, которая готовила бы балетные кадры для уральского региона и прежде всего для местного театра оперы и балета.

    Великая Отечественная война застала Московское хореографическое училище врасплох. 21 июня 1941 года состоялся выпускной спектакль, а 22 июня началась война. В Москве была крайне напряженная обстановка, навевали ужас воздушные тревоги и вой сирен. Под грифом «Секретно» вскоре после начала боевых действий выходит распоряжение о необходимости эвакуации учащихся и педагогов хореографического училища в город Васильсурск Горьковской области (ныне — Нижегородская).

    В августе 1941 года на пароходе «Григорий Пирогов» школа прибыла в маленький волжский городок Васильсурск. Туда же были отправлены бытовые принадлежности для обустройства жизни училища: матрацы, одеяла, вилки, ложки, костюмы, балетные туфли.

    Училище прибыло в Васильсурск под руководством директора, заслуженного артиста РСФСР Николая Ивановича Тарасова и расположилось в помещениях, которые не были приспособлены к жизни людей. К началу учебного года требовалось наладить питание, проживание, медицинское обслуживание учащихся, заново создать с нуля учебный и воспитательный процесс, чем и занимался весь педагогический коллектив. Несмотря на трудности, учебный год начался 1 сентября 1941 года.

    Воспитанники училища занялись не только учебой, но и присоединились к лозунгу «Все для фронта! Все для Победы!» и участвовали в заготовках хлеба для фронтовиков, ухаживали за прибывающими ранеными, дежурили в больницах, читали бойцам газеты, участвовали в сборе урожая, лесозаготовках, помогали колхозникам на полях.Приходилось обустраивать быт, заготавливать дрова и отапливать помещение самостоятельно, электричества тоже не было, а балетом приходилось заниматься в теплой одежде и валенках.

    Особой поддержкой для фронтовиков и других эвакуированных школьников были концерты, которые давали в Васильсурске воспитанники хореографического училища. Пригласительные билеты учащиеся сами создавали и подписывали, костюмы и декорации создавались также руками педагогов и учащихся. Выступать приходилось на крошечных площадках, где зрители располагались не в креслах, а прямо на земле или на полу в нескольких шагах от будущих артистов.

    Расцвет фронтовой сценической практики учащихся пришелся на работу прибывшего в Васильсурск Касьяна Голейзовского. Знаменитая постановка «Ёлка Деда Мороза» — подарок детям Васильсурска — покорила зрителей, и даже сам балетмейстер, не привыкший хвалить себя, позже признавал этот спектакль хорошим во всех отношениях.

    Не все учащиеся балетной школы были эвакуированы в Васильсурск и имели возможность заниматься под присмотром педагогов. Например, Майя Плисецкая пережила начало войны в Свердловске, куда успела уехать с семьей до начала боевых действий в Москве. Близкие Плисецкой полагали, что театр будет эвакуирован в Свердловск, поэтому было решено ехать туда. В итоге это предположение оказалось ошибочным, именно поэтому будущая артистка надолго осталась без уроков танца.Майя Плисецкая ровно год не занималась балетом и понимала, что большие перерывы могут стоить ей профессии.В конце 1942 года юная Майя решила вернуться в Москву любым способом. На билет были потрачены последние деньги, попасть в город без пропуска помогли добрые люди, и Плисецкая вернулась в училище. Выпускников в тот год вела Мария Михайловна Леонтьева, сказавшая, что Плисецкой нужно лезть из кожи вон, чтобы наверстать упущенное. И она наверстала: «Школа позади. Война продолжается. Но теперь впереди моя собственная война. За место в жизни», — писала балерина в своей книге.(16)

    Майя Плисецкая - Одиллия

    16. Майя Плисецкая.

    Выдающиеся отечественные танцоры внесли свой вклад в тяжёлые военные годы.

    Лепешинская Ольга Васильевна — Заслуженная артистка РСФСР (1942). Народная артистка РСФСР (1947).  Народная артистка СССР (1951). (17)

    https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1620227442_681059_6jfd5.jpg

    17.

    Во время Великой Отечественной войны Лепешинская выступала перед фронтовиками в составе Первой фронтовой бригады Большого театра. Из воспоминаний современников: «Лепешинская танцевала свои балетные партии даже на одной полуторке (обычно сдвигали кузова двух машин). Балетное искусство изящное, легкое, и она танцевала в открытом кузове, в пачках и на пуантах, под постоянной угрозой обстрела». Работала она и в тылу: танцевала на сцене Большого, а также давала сольные концерты, сбор средств от которых поступал в фонд обороны и на строительство танковой колонны «Советский артист». Кроме того, в 1942 году Лепешинская была избрана заместителем председателя Антифашистского комитета советской молодежи. За свою работу во имя победы в мае 1945 года артистка получила телеграмму с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

    Нина Васильевна Пельцер (Чумакова) — Заслуженная артистка РСФСР (1957). (18)

    https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1620227472_681059_yb98j.jpg

    18.

    В 1941-1976гг. – педагог-репетитор Ленинградского театра музыкальной комедии. Во время войны осталась в блокадном Ленинграде, где выступала на сцене театра Музыкальной комедии — его не эвакуировали, но перевели в здание Пушкинского театра. Пережила 900 дней блокады города. Анатолий Королькевич в мемуарах «А музы не молчали» рассказал, как Нина Васильевна заставила упражняться у станка молодых балерин, чтобы к ним, умирающим от голода, вернулась жажда жизни и страсть к профессии.

    Костровицкая Вера Сергеевна — артистка балета, балетный педагог и методист классического балета. (19)

    https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1620227501_681059_z6qev.jpg

    19.

    По окончании Петроградского хореографического училища (педагоги Ольга Преображенская, Агриппина Ваганова), с 1923 по 1937 год танцевала в театре им. Кирова. Закончив артистическую карьеру, в 1937-1965 годах преподавала классический танец в родном балетном училище. В 1939 году окончила педагогические курсы, которые вела при нём Агриппина Ваганова. В 1947—1955 годах была ассистентом профессора на отделении педагогов-хореографов Ленинградской консерватории. В 1972 году издала методическое пособие «Сто уроков классического танца», выдержавшее множество переизданий и переведённое на несколько иностранных языков.

    В годы блокады продолжала работать в училище, организовала и провела более 200 шефских концертов в госпиталях и прифронтовой полосе. 

    Иордан Ольга Генриховна — артистка балета, педагог, балетмейстер, солистка Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. (20)

    https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1620227551_681059_p3jc5.jpg

    20.

    В годы блокады Ленинграда, в 1942—1944 годах возглавляла балетный коллектив, где поставила свои редакции классических балетов «Эсмеральда», «Шопениана» и «Конёк-Горбунок», а также исполнила в них ведущие партии. В 1944 году, после снятия блокады, вернулась в труппу Кировского театра, оставила сцену в 1950 году. Преподавала классический танец в ленинградском (в 1939—1940 и с 1946) и московском хореографических училищах.

    Надежда Сергеевна Надеждина(1904-1979) – артистка балета, балетмейстер, хореограф, педагог, основатель и художественный руководитель Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» (21)

    Nadezhda Nadezhdina.jpeg

    21.

    Всемирно известный Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» им. Н. С. Надеждиной был образован в 1948 году выдающимся хореографом XX века Надеждой Сергеевной Надеждиной. В 1925—1934 годах — артистка балета Большого театра в Москве. Исполняла сольные партии и танцы в балетах «Лебединое озеро» (испанский, венгерский, мазурка), «Конёк-горбунок» (славянский, украинский), «Дон Кихот» (фанданго), «Красный мак» (Малайка, бостон), «Баядерка» (танец с лилиями), «Раймонда» (панадерос) и др.

    В годы Великой Отечественной войны она в качестве балетмейстера в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта ставила танцы во фронтовых и агитбригадах и сама выезжала с ними в действующую армию. Большой успех у бойцов имела ее хореографическая композиция – плакат «Фрицы» (1941 год)

    Моисеев Игорь Александрович (1906-2007) – выдающий советский российский танцор и балетмейстер, величайший хореограф XX века, сделавший народный танец достоянием мировой культуры, руководитель Государственного академического ансамбля народного танца СССР. (22)

    Igor Moiseyev 1961.png

    22.

    В годы Великой Отечественной войны гастролировал со своим ансамблем по Дальнему Востоку, Забайкалью, Сибири и Монголии. Поставил несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского флота. На собранные с концертов деньги был построен и передан в действующую армию танк «ГАНТ СССР» (Государственный ансамбль народного танца СССР).

    В 1945 г. закончилась война. Наступила долгожданная Победа! На этой дате вместес войной закончилась основная история фронтовых бригад и театров. История всеобщего противостояния врагу и одной на всех победы. И уже в мирное время фронтовые бригады становятся профессиональными военными ансамблями. Самые известные коллективы ведут свою историю свремен гражданской войны. В их исполнении можно услышать всем известные песни, увидеть «разудалые» пляски, и конечно же хранить память тех минувших годов, гордиться своей страной, своими защитниками Родины.

    Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски имени А.Александрова (23) (24)

    23.

    24.

    Крупнейший военно-художественный коллектив страны. Именно этот коллектив стал примером и прообразом других военных музыкальных и художественных коллективов. Легендарный коллектив выступает с 1928 года, поддерживал концертами бойцов в военные годы.

    Ансамбль песни и пляски Черноморского флота – один из старейших творческих коллективов Российской Армии. (25)

    25.

    Ни на один день не прекращалась творческая и концертная деятельность ансамбля в грозные годы Великой Отечественной войны. Он был с защитниками Одессы и Перекопа, разделял тяжесть суровых дней обороны Севастополя. В декабре 1941 года центральная газета «Комсомольская правда» писала: «Славные защитники героического города-крепости Севастополя никогда не унывают даже в самые трудные дни осады. В минуты короткого отдыха на передовых позициях Черноморский ансамбль песни и пляски дает концерты для краснофлотцев, обороняющих Севастополь. Гремит канонада, рядом рвутся мины, а здесь на лужайке звучит музыка и разносится песня».

    Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Восточного военного округа был сформирован в 1939 г. в Хабаровске. (26)

    26.

    3а время Великой Отечественной войны коллектив дал около 1500 концертов. Выступления ансамбля проходили с большим успехом, поднимали моральный дух наших воинов, воодушевляли их на боевые подвиги во имя свободы и независимости Родины. Ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота давно зарекомендовал себя как гордость и достояние не только города Воинской Славы Владивостока но и музыкальной визитной карточкой Тихоокеанского флота.

    Ансамбль песни и пляски Западного военного округа – один из старейших творческих коллективов Российской Армии. (27) (28)

    27.

    28.

    В годы Великой Отечественной войны коллектив Ансамбля в суровых условиях блокадного города ни на один день не прекращал творческую деятельность, дал свыше 2 000 концертов для защитников Ленинграда, которых более 1 100 состоялись на передовой линии фронта.

    Ансамбль песни и пляски Воздушно-десантных войск. (29)

    29.

    По праву гордится своими традициями, творческими достижениями и славными вехами своего исторического пути. С первых дней Великой Отечественной войны и до Дня Победы Ансамбль находился в действующей армии в составе Юго-Западного, Донского, Сталинградского, Центрального, Белорусского и 1-го Белорусского фронтов. Пройдя с советскими войсками путь от Киева до Сталинграда и от Сталинграда до Берлина, Ансамбль участвовал в битве под Курском, форсировал Дон, Десну, Днепр. В памятном победном 1945 году, с боевыми частями Гвардейской Армии генерала Василия Чуйкова Ансамбль вступил в Берлин и 3 мая в 9 часов утра дал концерт на ступенях поверженного рейхстага, прославляя доблестных воинов-победителей!

    АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ (30)

    30.

    Творческая биография коллектива началась 17 июня 1942 года, в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны. Ансамбль сразу же включился в активную работу по культурному обслуживанию личного состава Московского округа противовоздушной обороны. Только за первый концертный сезон 1942-1943 годов было дано свыше 500 концертов. Главное направление работы Ансамбля – пропаганда славных боевых традиций защитников неба столицы – воинов противовоздушной обороны.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Безусловно, танец помогал «ковать» Победу над фашистскими захватчиками. Несмотря на кровавые будни, люди продолжали жить, влюбляться и верить в светлое будущее своей страны и своих детей. Танец в Великую Отечественную войну был больше, чем искусство – он был средством выживания. Специально созданные фронтовые концертные бригады поддерживали дух наших бойцов, в своём исполнительском мастерстве отражая истинную сущность советского человека – его бесстрашие, любовь к родной земле, удаль, задор, мужество и героизм. Бойцы понимали, за что сражаются – за  деревни и села, за жён и детей, за русское поле, и березку у пруда. Всё это танцоры старались выразить в своих музыкально–хореографических постановках. Искусство помогло победить войну.

    Из воспоминаний Ольги Лепешинской солистки балета Большого театра: «Один юный лейтенант говорил: «Бойцы пойдут в бой, неся в своем сердце песню, музыку, танец, которые нужны как свобода, как мир, как жизнь, как счастье на земле».

    Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
    Принять