6 июня 2022г. в Театре оперы и балета Филиала Мариинского театра в РСО-Алания состоялся вокально-инструментальный вечер, посвящённый 225-летию со дня рождения выдающегося австрийского композитора, основоположника музыкального романтизма Франца Шуберта (1797-1828).
В концерте приняли участие оркестр Владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева (рук. Черникова Е.Ю.), сводный хор дирижёрско-хорового и вокального отделений (хормейстеры Заслуженный артист РФ Туаев В.К. и Заслуженный работник культуры РСО-А Колиева Т.М.), солисты Филиала Мариинского театра в РСО-Алания Марина Нетребина, Михаил Павлов, Василий Шаповалов, дирижёр – Арсен Туаев, выпускник дирижёрско-хорового отделения ВКИ им. В.Гергиева и Ростовской государственной консерватории, сейчас дирижёр театра «Царицынская опера» (г.Волгоград).
Эмоциональное вступительное слово ведущей концерта Лианы Иванидзе позволило публике погрузиться в атмосферу возвышенной, проникновенной музыки Франца Шуберта, настроиться на восприятие сочинений, которые музыкальные критики называют одними из самых известных и популярных в творчестве гениального романтика – Симфонии №8 «Неоконченной» и Мессы №2 G-Dur.
Симфония №8, получившая впоследствии название «Неоконченная» – одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма. Шуберт создавал её на протяжении последних месяцев 1822 года. В эти годы Шуберт был уже широко известен в Вене как автор многих прекрасных песен и популярных фортепианных пьес, но как симфониста его никто, кроме самых близких друзей, не знал, и ни одна из его симфоний не была публично исполнена. Новая симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже – в партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, а в партитуре композитор записал лишь две, представив её в таком виде в 1824г. Симфония была посвящена любительскому музыкальному обществу Граца. Больше Шуберт к ней не возвращался, потому симфонию назвали «Неоконченная». Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, в архиве которого её обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек. Под управлением Хербека она и прозвучала впервые 17 декабря 1865г. в концерте венского Общества любителей музыки. Опубликована симфония была в 1866г. Почти через сорок лет после смерти композитора симфония завоевала огромную популярность. Шуберту удалось невозможное: невероятно гармонично поведать о тоске и одиночестве, превратить своё отчаяние в прекрасные мелодии. «Неоконченная» симфония явилась обобщением образов вокальных сочинений композитора: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность.
«Я пел песни и пел их много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании, оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу», – писал Ф. Шуберт. Эта идея и определила содержание симфонии №8. «Неоконченная» симфония – новое слово в этом жанре, открывшее дорогу романтизму. Благодаря Шуберту появился новый тип лирико-драматической симфонии. С ней в симфоническую музыку вошла новая тема – внутренний мир человека, который остро ощущает свой разлад с окружающей действительностью. Подобные настроения, отразившие судьбу целого поколения людей, до Шуберта еще не находили симфонической формы выражения.
«Музыка Шуберта, – писал Б. Асафьев, – может сказать гораздо больше, чем любые мемуары и записки, потому что она сама звучит, как неистощимо содержательный, эмоционально объективный дневник».
Франц Шуберт, автор большого количества сочинений вокальной, фортепианной, симфонической, хоровой музыки, значительную часть своего творчества посвятил духовной музыке. Он писал мессы на протяжении всей жизни. Едва покинув венский конвикт, 17-летний Шуберт создал Первую мессу, прозвучавшую под его управлением в октябре 1814г. в связи с 100-летием церкви в Лихтентале – пригороде Вены, где он родился. Сольную партию сопрано пела Тереза Гроб – первая и единственная любовь композитора, которую на протяжении 3 лет он надеялся назвать своей женой. О ней Шуберт писал «…я искренно любил, и она меня тоже. Она была несколько моложе меня и чудесно, с глубоким чувством пела соло сопрано в мессе, которую я написал. Красивой назвать ее было нельзя — оспа оставила следы на ее лице, но душа у нее была чудесная. Три года она надеялась, что я на ней женюсь, но я никак не мог найти службу, которая обеспечила бы нас обоих. Тогда она, следуя желанию своих родителей, вышла замуж за другого, что причинило мне большую боль». Мы должны благодарить Терезу не только за прекрасные песни, написанные для нее Шубертом в это время, но и за партии сопрано в трех следующих мессах и небольших церковных сочинениях. Именно с этим счастливым чувством связывают исследователи бурный расцвет творчества Шуберта в 1815-1816 годах. Особенно плодовитым оказался 1815г., принесший более 200 сочинений, среди них 2 мессы. Вторая месса, негласно посвящённая Терезе, была создана всего за 5 дней.
«Благоухающая», «нежная», «изящная»… Так называют её критики. Это сочинение словно пронизано светом. В нем почти нет полифонического письма, большинство частей – небольшие лирические высказывания солистов (сопрано, тенор, бас), наполненные характерной для Шуберта песенностью, вокальные партии сопровождают струнный оркестр и орган. В мессе шесть традиционных частей: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei. Место величественных торжественных образов заняли лирические, камерные, на смену крупным сложным полифоническим формам пришли миниатюрные трехчастные или строфические. Только один краткий эпизод – Osanna, завершающий 4-ю часть и повторенный в конце 5-й, написан в традиционной полифонической форме. Вся музыка мессы отличается лиризмом, сокровенностью высказывания, возвышенным чувством.
Искренность, глубина мысли, красота и чувственность музыки Шуберта и спустя более двух веков понятны и близки слушателям. Подтверждение тому – восторженный отклик публики в зале, тепло принимавшей вдохновенное исполнение молодых музыкантов.
Франц Шуберт жил недолго и не был счастлив, не получив и толики того признания, которое выпало на долю его великих предшественников: Гайдна, Моцарта, Бетховена. И все же он успел сказать новое слово в музыке, став одним из родоначальников нового направления – романтизма, создав подлинные шедевры мирового музыкального искусства, до сих пор волнующие души и сердца миллионов слушателей.