«Русские сезоны» — навсегда» | Владикавказский колледж искусств имени Валерия Гергиева

Владикавказский колледж искусств имени Валерия Гергиева

    «Русские сезоны» — навсегда»

    2 июня, 2022

    Открытое тематическое мероприятие к 150-летию со дня рождения С.П.ДЯГИЛЕВА

       Сергей Павлович Дягилев (1872–1929) – российский театральный и художественный деятель, писатель, один из основателей группы «Мир искусства», меценат, антрепренёр, организатор «Русских сезонов в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», первый балетный импресарио XX века, пропагандист русского искусства за рубежом. Сергей Дягилев – человек, сумевший выйти за рамки академического консерватизма сценического искусства, открывший миру Россию как страну невероятной творческой мощи, способной влиять на развитие всего западного искусства. Жизнь его – авантюрный роман, полный резких поворотов, трагических разрывов, гениальных идей и невероятных успехов, пронизывающих и связывающих всю Европу первой четверти ХХ века.

         31 марта 2022г. исполнилось 150 лет со дня рождения знаменитого импресарио. Этой знаменательной дате было посвящено открытое тематическое мероприятие, состоявшееся 2 июня 2022г. во Владикавказском колледже искусств имени Валерия Гергиева. Заведующая библиотекой ВКИ Бондаренко Виктория Анатольевна – инициатор и организатор этого проекта, представила аудитории интересный лекционный, фото- и видеоматериал. Увлечённый рассказ об этом удивительном человеке также сопровождался демонстрацией наглядных материалов и библиографическим обзором литературы, посвящённой гениальному импресарио. В заключение лекции был показан документальный фильм «Париж Сергея Дягилева». Состоявшаяся лекция имела ярко выраженную просветительскую направленность, познакомила студентов, будущих профессиональных музыкантов и танцоров,  с выдающимся представителем отечественной и мировой культуры, внёсшим огромный вклад в развитие изобразительного искусства, оперного и балетного театра, в пропаганду русского искусства во всём мире. 

          «Великий человек», «русский принц», «дьявол во плоти», «маг и волшебник» – как только не называли Дягилева. Его энтузиазм, страсть, стремление популяризировать культуру и искусство никого не могли оставить невозмутимым – все попадали под его обаяние и заражались желанием создавать что-то новое и невероятное.

         На протяжении двадцати двух лет Дягилев вел активную творческую деятельность в Западной и Центральной Европе, изменив за этот относительно небольшой промежуток времени мир балета, театра, музыки и изобразительного искусства так, как это еще не удавалось никому. За всеми его внутренними конфликтами, легендарным шармом, чудовищными диктаторскими наклонностями, необыкновенной чуткостью к таланту, хитростью и вероломством, решительностью и провидческим даром скрывалась жажда приобщения к тайне творчества в его наивысшей форме. Страсть Дягилева к искусству была безмерна. Он не останавливался ни перед чем, чтобы только иметь возможность служить красоте и жить во имя искусства.

        В 1898г. совместно с А.Н.Бенуа он создал художественное объединение «Мир искусства» и стал соредактором одноименного журнала (1898/99-1904гг.), где публиковал новейшие произведения иностранных писателей и художников, давал отчеты о выставках, о новых течениях в театре и музыке, изобразительном искусстве и сам писал статьи и рецензии о спектаклях, выставках, книгах.

         С 1899г. организовал выставки картин художников круга «Мира искусства» в Европе. Устроил выставку русских исторических портретов в Таврическом дворце в Петербурге (1905г.), в 1906г. организовал в Париже выставку, посвященную русской живописи и скульптуре за два столетия, включая произведения иконописи.

         Однако главным делом жизни Дягилева стали «Русские сезоны» с 1907 по 1929 год, где он собрал творческий коллектив из самых великих деятелей искусства начала XX века и внес огромный вклад в пропаганду за рубежом русского оперного и балетного искусства: художники А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.А.Серов, Н.К.Рерих, А.Я.Головин, К.Коровин, Н.С.Гончарова, М.Ларионов, Пабло Пикассо, Анри Матисс; композиторы Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Стравинский, С.Прокофьев, М.Равель, К.Дебюсси, Р.Штраус, Ф.Пуленк, Э.Сати, Ж.Орик, Д.Мийо; хореографы В.Нижинский, М.Фокин, Л.Мясин, Б.Нижинская, Д.Баланчин; танцовщики А.Павлова, Т.Карсавина, А.Р.Больм, А.М.Монахов, В.Нижинский, М.Кшесинская, И.Рубинштейн, С.Лифарь. Среди его друзей была великая Коко Шанель, которая нередко поддерживала его дорогостоящие постановки и сама создавала к ним эскизы сценических костюмов.

         Банкиры и чиновники, великие князья и императоры, законодатели и создатели мод, балетные и оперные звезды, а также бесчисленное множество безымянных тружеников самозабвенно включались в его грандиозные авантюры, которые обернулись великими реформами, перевернувшими культурную жизнь Европы.

         Он представил в Париже и других городах Европы и Америки шедевры русской музыки: оперы «Борис Годунов» с участием Ф.И.Шаляпина, «Хованщина» М.Мусоргского, «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Псковитянка», «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», «Садко», «Царь Салтан», «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова; балеты «Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова, «Клеопатра» А.С.Аренского, «Павильон Армиды» Н.Н.Черепнина, сцены «Половецких плясок» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица» И.Стравинского.

         Успех «Русских сезонов» был поистине три­умфальным. Человек редчайшей многогранности, Сергей Павлович сумел добиться в спектаклях «Русских сезонов» синтеза балетного и оперного мастерства с музыкой и декорационным искусством.     Выступления «Русского балета Дягилева», существовавшего до 1929 года, явились триумфом русского балетного искусства и способствовали возрождению и возникновению национальных балетов стран Европы и Америки. За годы работы труппа поставила более 20 балетов (отечественных и зарубежных композиторов), которые до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира.  

         В умении совмещать искусство с предпринимательством заключался творческий гений Дягилева, его дар импресарио. Он обладал редкими организаторскими способностями, имел тонкий художественный вкус и особое чутьё, которое помогало ему из года в год находить новые имена и создавать «звёзд». Многие художники и композиторы, а также целая плеяда танцоров были обязаны своей международной славой Дягилеву.

         В 1927г. Дягилев увлекся организацией книжного дела и созданием крупнейшего русского книгохранилища в Европе. Cобрал автографы М.Лермонтова, В.Жуковского, М.Глинки, 11 писем А.Пушкина, больше 2000 редких книг, включая уникальные издания.

         Чудо «Русских сезонов» действительно заставило Европу по-ново­му взглянуть и на собственное искусство и на искусство далекой Рос­сии. Крупнейшие представители французской культуры Роден, Роллан, Равель, Пруст, Метерлинк, Кокто, Пикассо горячо приветствовали и пропагандировали творчество русских композиторов, танцовщиков, балетмейстеров, художников. Жан Кокто говорил, что эти спектакли-празднества потрясли Францию.

         Подлинное эстетическое наслаждение доставляют до­шедшие до нашего времени эскизы костюмов и декораций, выполнен­ные прекрасными русскими художниками. Многие из них составляют гордость театральных и художественных музеев нашей страны, неко­торые находятся в галереях разных городов мира. А какая-то часть эскизов декораций и костюмов Л.С.Бакста, А.Н.Бенуа, Н.К.Рериха, А.Я.Головина, К.Коровина, Н.С.Гончаровой и других художников, работы, поражающие вкусом, фантазией, бесконечным богатством цвета и изяществом линий, попали в частные собрания.

          Фигуры, равной Дягилеву, история искусства не знала ни до, ни после его рождения. За гра­ницей вышло 39 книг о Дягилеве и свыше двухсот статей, в 1966г. в Париже площадь около Большой оперы была названа именем Дяги­лева, в театре «Шатле» установили его бюст. В 1954г. в Монте-Карло, где в течение многих лет выступала труппа «Русских сезонов», на скале была установлена ме­мориальная доска в честь Дягилева. В надписи на ней говорится: «Русские балеты ознаменовали появление большинства шедевров, блеск которых благодаря Ему, Его друзьям и Его сотрудникам отразился на всех Искусствах». В том же Монте-Карло в 1973г. Дягилеву воздвиг­ли памятник, а в 1978г. Монетный двор Парижа выпустил медаль в связи с предстоявшим 50-летием со дня смерти Дягилева.

         Огромный успех имели четырнадцать выставок, ему посвященных и организован­ных в шестнадцати городах Франции, Англии, США, Италии, Югославии, Монако – причем подлинным украшением всех этих выставок были оставшиеся за рубежом эскизы декораций и костюмов, исполненные нашими художниками для «Русских сезонов» С.П.Дягилева.

         В разных городах проходят дягилевские чтения, конференции, вечера. С 2003г. в России проходит Дягилевский фестиваль – международный многожанровый фестиваль, программа которого включает мировые премьеры оперных и балетных спектаклей, выступления трупп современного танца, художественные выставки, концерты симфонической, камерной, органной, джазовой музыки, ретроспективу художественных фильмов, фотовыставки. Важной составляющей фестиваля являются международный симпозиум «Дягилевские чтения», образовательная программа для студентов творческих вузов, премия для молодых критиков, пишущих о музыкальном театре и академической музыке «Резонанс», а также первый в культурной истории России конкурс на лучший продюсерский проект – Премия Дягилева. Художественные руководители фестиваля – Георгий Исаакян (2003-2011гг.) и Теодор Курентзис (c 2012г. по настоящее время).

         Стремление Дягилева удивить весь мир русским искусством исходило в первую очередь из его собственного восхищения им и, несомненно, из его любви к родине. Он рассматривал пропаганду русского искусства в Европе как свою важнейшую задачу, и восприятие России как крупной европейской культурной нации, чему положил начало XX век, в большой степени – его личная заслуга.  

         Александр Бенуа называл его «одной из самых любопытных характерных фигур нашей родины, соединявшей в себе все чары и всю непогасшую мощь русской культуры». Он писал: «Он обожал Россию и все русское до какого-то фанатизма, редко кто вмещал в себе столько национальной гордости».

     

     Автор проекта, организатор,

    лекционный, фото- и видеоматериал –

    зав. библиотекой ВКИ им.В.Гергиева

    Бондаренко В.А.

    Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
    Принять