ЛЕКЦИЯ – КОНЦЕРТ | Владикавказский колледж искусств имени Валерия Гергиева

Владикавказский колледж искусств имени Валерия Гергиева

    ЛЕКЦИЯ – КОНЦЕРТ

    12 марта, 2021

    ЛЕКЦИЯ – КОНЦЕРТ

    к 140-летию со дня рождения БЕЛЫ БАРТОКА

    «…В нём живёт душа великих музыкальных культур

    прошлого, всё то, что не связано со временем,

    чему присуща вечная значимость»

    /Золтан Кодай/

     

         12 марта 2021г.  во Владикавказском колледже искусств имени Валерия Гергиева состоялась лекция-концерт, посвящённая 140-летию со дня рождения Бела Бартока.

         Выдающийся венгерский композитор, создавший произведения, ставшие классикой XX века; художник-новатор, существенно обогативший музыкальный язык; блестящий пианист, который не только пропагандировал свою музыку, но и дал редкостно глубокие трактовки фортепианного творчества великих мастеров прошлого; ученый-исследователь мирового музыкального фольклора, собравший уникальные коллекции народных мелодий Европы, Азии и Африки и проводивший многолетние научные исследования песенного творчества народов мира, — таким вошел в историю мировой культуры Бела Барток.

         Познавательный лекционный материал был подготовлен преподавателем отделения теории музыки, композитором, Заслуженным деятелем искусств РСО-Алания Ефимцовой Людмилой Тимофеевной.

         Аудитория, представленная студентами и преподавателями фортепианного, струнного, духового, дирижёрско-хорового и вокального отделений, с интересом слушала лекцию о жизни и самобытном творчестве яркого представителя венгерской композиторской школы, блестящего пианиста, педагога, фольклориста, учёного Бела Бартока. В концертной программе прозвучали вокальные и инструментальные произведения композитора в исполнении студентов и  преподавателей ВКИ им. В.Гергиева: две песни из вокального цикла «Венгерские песни» — «Жалоба» и «Фехер Ласло схвачен в роще» —  с большим чувством исполнили студентки 3 курса вокального отделения Алла Кулова и Эллина Айларова, класс преподавателя Народной артистки РСО-Алания Скалдиной Е.В., концертмейстер Датиева Ю.С.; цикл «Шесть румынских танцев» прозвучал в исполнении преподавателей Заслуженного работника культуры РСО-Алания Шатохина Е.Н. (№№ 1-3 для флейты с фортепиано, концертмейстер Власова Н.В.) и Черниковой Е.Ю. (№№ 4-6 для скрипки с фортепиано, концертмейстер – студент 2 курса форт.отд. Золоев Георгий, класс преподавателя Заслуженного работника культуры РСО-Алания Киороглы М.П.). В завершение творческой встречи  в записи прозвучал Финал  «Музыки для струнных, ударных и челесты», покорив публику темпераментом, необычным колоритом, ярким национальным характером.

         Музыкальная гордость венгерского народа – так во всём мире величают Бела Бартока –  выдающегося композитора, блестящего пианиста и новатора. С именем этого устремлённого человека, который всю свою жизнь, несмотря на различные преграды и сложные обстоятельства, шёл к своей цели, связаны замечательные страницы не только в истории венгерской музыкальной культуры, но и европейской музыки XX века. Его, ставшие классикой, произведения охватывают многие жанры и впитали в себя глубокие идеи автора, основывающиеся на народно-песенных истоках, изучением которых он занимался на протяжении всей своей творческой жизни.

    Краткая биография Б. Бартока

         25 марта 1881 года в небольшом венгерском поселении Надь-Сент-Миклош у Бела и Паулы Барток родился мальчик, которому дали имя Бела Виктор Янош. Отец семейства, занимавший должность директора учебного заведения, где подрастающее поколение учили сельскохозяйственным наукам, и мать работавшая преподавателем в местной школе, были весьма интеллигентными людьми.

         В доме постоянно звучала музыка, так как мама мальчика прекрасно владела фортепиано, да и старший Бела Барток в свободное от работы время любил помузицировать на рояле и виолончели. Музыкальные способности малыша проявились очень рано. В три года мальчик ритмично отстукивал на игрушечном барабане ритм, исполняемой мамой мелодии, а в четырёхлетнем возрасте мог одним пальчиком сыграть более тридцати небольших мелодий популярных народных песен. Заметив такое влечение сына к музыке, Паула усадила его уже в пять за фортепиано, в процессе обучения обнаружив, что её мальчик обладает абсолютным слухом. Биография Бартока гласит, что благополучная жизнь семьи закончилась в 1888 году после скоропостижной смерти отца, который ушёл из жизни, едва перешагнув тридцатилетний рубеж. Молодой матери вместе с двумя детьми (у Бела была младшая сестрёнка Эльза) пришлось покинуть прежнее место жительство и в поисках заработка переезжать из одного города в другой.

         Первоначально семья остановилась в г.Севлюш, а впоследствии переехала в Надьварад, там Бела начинает посещать гимназию и вместе с этим обучаться композиции и игре на фортепиано у преподавателя Ф. Керша. Спустя время семейство Барток опять вернулось в Севлюш, где Бела с большим успехом выступил на своём первом концерте перед большой аудиторией, исполнив первую часть 21-ой сонаты Л.В. Бетховена и небольшую пьесу собственного сочинения под названием «Течение Дуная». Это выступление сыграло важную роль в дальнейшей судьбе мальчика, поскольку одним из слушателей концерта был директор школы, в которой работала мать «вундеркинда». Он оценил юное дарование и предоставил Пауле Барток отпуск на год для поездки в г.Пожонь (ныне Братислава), чтобы мальчик смог продолжить своё образование у именитых музыкантов.

    Юность

    После года, проведённого в г.Пожонь, семья Барток временно поселилась в г. Бистрица. Там Бела продолжил усиленно заниматься музыкой и в шестнадцать лет он с легкостью мог исполнить «Испанскую рапсодию» Ф. Листа. Летом 1898 года юноша отправляется в Вену, где выдерживает вступительные экзамены в консерваторию, однако учиться там ему не пришлось: он принимает решение прослушаться по фортепиано в Будапештской музыкальной академии у профессора Иштвана Томана, который в своё время был учеником Ф. Листа.

    После консультации восхищённый педагог рекомендовал принять талантливого молодого человека в учебное заведение без экзаменов. Барток в академии стал учиться не только по классу фортепиано, но и по классу композиции, хотя здесь ему немного не повезло, его педагогом по данному предмету был Янош Кесслер, кузен знаменитого органиста, композитора и дирижёра Макса Регера. По некоторым вопросам взгляды студента и преподавателя настолько кардинально расходились, что Бела иногда хотелось совсем покончить с сочинительством. Тем не менее, Барток-пианист в академии имел общее признание: он часто выступал на концертах, а после окончания учебного заведения ему предложили должность преподавателя на кафедре фортепиано. Годы учёбы Бела в академии отмечены тем, что здесь он познакомился и крепко подружился с Золтаном Кодаи, впоследствии оказавшим значительное влияние на творчество композитора.

    Начало творческой деятельности

    Завершив образование, Барток успешно совмещал преподавательскую и концертную деятельность, активно занимался сочинением произведений, самым крупным из которых стала симфоническая поэма «Кошут», написанная в 1903 году. Её премьерное исполнение, получившее большой общественный резонанс, состоялось сначала в Будапеште, затем в английском Манчестере. 

    Активная концертная деятельность Бартока в этот период связана с такими странами, как Германия, Австрия, Франции, Швейцарии, Испания и Португалия, кроме этого в 1905 году во французской столице он принимает участие в международном конкурсе имени А. Рубинштейна как пианист и композитор.

         В 1906 году Барток совместно с Кодаи начинает заниматься собирательством и изучением народной музыки. Однако композитора привлекал не только фольклор венгерского народа; изучив пять языков, он с этнографическими экспедициями впоследствии побывал в Румынии, Словакии, Украине, Сербии, Турции и в некоторых арабских странах. Эти путешествия композитора положили начало его научно-фольклористской деятельности, которая продолжалась на протяжении всей жизни.

         В 1907 году Бела Барток получает должность профессора в Королевской музыкальной академии, в нынешнее время носящей имя Ф. Листа. Данная работа заставила молодого человека обосноваться в Будапеште. В этот период, который характеризуется сочинением большого количества произведений, происходит окончательное формирование стиля композитора, основанного на полифонии великого Баха, симфонизме гениального Бетховена и гармонии Дебюсси. В 1911 году особую заинтересованность музыкальной общественности привлекла к себе небольшая фортепианная пьеса композитора с необычным названием «Варварское аллегро». Это новаторское произведение вызвало такой резонанс, что имя автора сразу приобрело известность. Вдохновившись успехом, Барток обратил своё внимание на театр и приступил к созданию одноактного оперного спектакля «Замок герцога Синяя борода», премьера которого состоялась в 1918 году в Национальном театре Будапешта. В том же 1911 году Барток вместе с Кодаи основывает новое общество «Венгерские музыкальные ассоциации», которое, к большому огорчению организаторов, долго не просуществовало, так как не нашло должной поддержки.

         В 1913 году Бела вновь побывал в творческой экспедиции, на этот раз его путь пролегал по поселениям Алжира, в 1914 посетил Париж, где вёл переговоры об издании своих исследовательских работ.

    Тяжёлые времена

         Над миром нависали чёрные тучи Первой мировой войны. Несмотря на то, что Барток в своих взглядах стоял на антивоенных позициях, его вместе с Кодаем обязали служить в военном министерстве в музыкальном подразделении отдела печати. В творчестве композитора начался небольшой спад, который завершился в 1916 году, когда он приступил к созданию балета «Деревянный принц». Премьера спектакля, состоявшаяся в 1917 году, была тепло встречена публикой, к автору пришло общественное признание. С 21 марта 1919 года, после провозглашения в Венгрии Советской республики, Барток, по своему мировоззрению не принадлежащий ни к одной из политических партий, в надежде на лучшие преобразования в стране, вместе с Кодаи вошёл в состав Директории (правительственный орган новой власти), где занимался вопросами культуры в советской Венгрии. В это же время он создаёт одно из самых значимых своих произведений: авангардный балет «Чудесный мандарин».

         В августе того же 1919 года, правительство Советов пало и власть в стране захватил фашистский диктатор М.Хорти. Для Бела Бартока наступили тяжелые времена, так как он подвергался постоянным репрессивным нападкам не только со стороны режимного правительства, но и директората академии. Реакционные националисты настолько затравили композитора в прессе, что он стал подумывать об эмиграции, однако предпринял только ряд длительных гастрольных поездок по странам Европы. Барток концертировал во Франции, Германии, Голландии, Румынии, Англии, Швецарии, Италии и Дании, а в конце двадцатых годов посетил Соединённые Штаты и Советский Союз, где выступления проходили с большим успехом и ему оказывали теплый приём. В эти же годы Барток активно продолжает заниматься сочинением новых произведений, пишет научную работу «Венгерская песня», которая была переведена на многие языки и вскоре получила мировое признание.

         В тридцатые годы в жизни композитора происходят кардинальные изменения. В 1934 году он завершает свою педагогическую деятельность в Музыкальной Академии и начинает заниматься фольклорными исследованиями в Академии наук. Результатом этой работы стал выход брошюр «Венгерская музыка и музыка соседних народов» (1934), «Зачем и как собирать народные песни» (1936) и книги «Мелодии румынских колядок» (1935). Однако спокойной жизни из-за политической обстановки в стране у Бартока не было. Как ярый противник фашизма, он неоднократно критиковал правящий режим, выступая в защиту демократии. С 1937 года Барток не разрешал транслировать по немецкому и итальянскому радио свои произведения и даже разорвал все отношения с австрийским издательством после того, как нацисты заняли Вену. Пребывание композитора в Венгрии становилось невыносимым, и он принимает судьбоносное решение эмигрировать в Соединённые Штаты.

    На чужбине

         В октябре 1940 года, после похорон своей матери, Барток даёт последний концерт в Будапеште и вместе с семьёй покидает страну. С трудом добравшись до Португалии, они сели на корабль и в начале ноября были уже в Нью-Йорке. Америка встретила композитора не очень приветливо: Барток был хорошо известен в Европе, а на другом континенте его имя ничего не значило, концертов было мало, да и те много денег не приносили. Главным источником дохода композитора стала научная деятельность в Нью-йорском Колумбийском университете, где ему присвоили почетную степень доктора. Однако и эта работа продолжалось лишь до 1943 года, так как после окончания контракта, договор в дальнейшем не был продлён. Наступившие тяжкие времена, безденежье и подступившая болезнь сломили Бартока. Композитор ушёл из жизни 26 сентября 1945 года, в то время его любимая Венгрия была освобождена от фашистских оккупантов.

    Интересные факты о Бартоке

    • Отец композитора Бела Барток-старший был большим меломаном. Он с удовольствием музицировал дома на рояле, играл на виолончели в местном оркестре, сочинял небольшие произведения, а для жителей поселения основал «Общество любителей музыкального искусства».
    • Из биографии Бартока мы узнаём, что в детстве Бела был слабеньким и хлипким ребёнком, часто болел, а до пяти страдал от тяжёлой формы экземы. Врачи запрещали родителям перегружать мальчика занятиями музыкой, так как считали, что игра на пианино окончательно его истощит.
    • Однажды Бела, будучи ещё маленьким ребёнком, первый раз услышал оркестр, который выступал на праздничном застолье. Звучала увертюра к опере «Семирамида» итальянского композитора Дж. Россини. Мальчик был очень удивлён и возмущён: почему взрослые тёти и дяди кушают, а такую красивую музыку не слушают.
    • Первое выступление пятилетнего Бела состоялось уже через месяц после того, как он стал заниматься на фортепиано. Мальчик сделал подарок отцу на День рождения, сыграв вместе с мамой маленькую пьеску в четыре руки.
    • Бела Барток всегда считал свою мать Паулу лучшим другом и к мудрым родительским наставлениям композитор прислушивался всегда, до самой её смерти (Паула Барток ушла из жизни в конце 1939 года).
    • Бела Барток, обучаясь в Музыкальной академии, заслужил репутацию виртуозного исполнителя не только среди студентов. Доказательством тому может служить тот факт, что экзаменационная комиссия на выпускном прослушивании посчитала излишним его аттестовать по экзамену, но за оказанную признательность по желанию преподавателей Барток исполнил «Испанскую рапсодию» Ф. Листа.
    • Однажды преподаватели академии попросили Бела Бартока исполнить на рояле по оркестровой партитуре произведение Р. Штрауса «Жизнь героя», несколько дней спустя он повторил это сложнейшее произведение на заседании педагогов, но уже наизусть. Это очень впечатлило слушателей.
    • В личной жизни Бела Бартока был весьма воздержан. В молодости он очень сильно влюбился в скрипачку Штефи Гейер и написал для неё свой первый скрипичный концерт. Однако равнодушная к молодому композитору девушка отказалась от исполнения этого произведения, которое затем было затеряно и обнаружено только после смерти музыканта.
    • Композитор создавал семью дважды: первой женой Бартока была Марта Зиглер, подарившая ему сына, которого назвали Бела III. После 15-ти лет совместной жизни они развелись. Второй брак композитор заключил с пианисткой Дитой Пастори, впоследствии родившей Бартоку второго сына, которому дали имя Петер.
    • Бела Барток был очень целеустремлённым человеком. Он всегда ставил перед собой цель и добивался её. Не обладая особыми способностями в изучении иностранных языков, композитор для того, чтобы без чьей-либо помощи переводить собранный им фольклорный материал, выучил испанский, английский, французский, румынский и словацкий языки.
    • Бела демонстративно носил национальную одежду, говорил только на венгерском языке и старался не общаться с людьми, поддерживающими проавстрийский режим.
    • Идея заниматься собирательством фольклора пришла к композитору случайно. В 1904 году во время отдыха на одном из курортов на востоке Трансильвании он услышал, как молодая женщина пела колыбельную песню своему малышу, мелодия очень понравилась Бартоку, тогда он решил, что обязательно будет заниматься изучением народной музыки.
    • Во время этнографических экспедиций Бела Барток и Золтан Кодай пешком ходили с фонографом по горным венгерским сёлам, записывая на восковые валики исполнителей народных песен. Затем они кропотливо занимались расшифровкой собранного материала, которого за одно такое путешествие набирали по несколько тысяч образцов.
    • Во время Первой мировой войны французские музыканты отказывались исполнять произведения Бартока из-за того, что он являлся композитором и гражданином вражеской стороны.
    • Бела Бартока похоронили в Нью-Йорке, но в конце восьмидесятых годов его сыновья Бела III и Петер при поддержке правительства Венгрии обратились к руководству США за разрешением о перенесении останков композитора на родину. Торжественное перезахоронение Бартока на Будапештском кладбище Фаркашрети состоялось 7 июля 1988 года.
    • Памятники Бела Бартоку установлены в Будапеште (Венгрия), Брюсселе (Бельгия), Лондоне (Англия), Торонто (Канада), Париже (Франция).
    • Музей Бартока находится в Будапеште, в доме, где семья композитора проживала последние годы перед эмиграцией в США.

    Творчество Бела Бартока

         Творческая биография Бела Бартока началась в довольно раннем возрасте. Как композитор он начал формироваться под чутким руководством Л. Эркеля в одиннадцать лет, будучи ещё подростком. Уже в этот период он пишет довольно много произведений, среди которых различные фортепианные пьесы, романсы, фортепианные и скрипичные сонаты, квартет для струнных инструментов. Однако во время учебы в Академии музыки Бартока посетила творческая депрессия.

    Из-за разногласий с преподавателем, становление Бартока как композитора оказалось под угрозой, он даже хотел совсем отказаться от сочинительства. Выйти из кризиса помогла симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса, которую Бела услышал в исполнении оркестра столичной филармонии. Это произведение, с блестящей оркестровкой, наполненное ритмической и мелодической свободой, но критически встреченное слушателями, наполнило Бартока таким энтузиазмом, что дало толчок к возобновлению его композиторской деятельности.

    «Кошут»

         «Кошут» — десятичастная программная патриотическая симфоническая поэма, первое крупное сочинение молодого композитора, которую он написал в 1903 году. Бартока всегда наполняли патриотические чувства, которые он привносил в свою музыку, поэтому и это творение он посвятил лидеру национального движения, герою Венгрии Лайошу Кошуту. Премьерное исполнение поэмы, в интонационной основе и оркестровке которой ещё явно чувствовалось влияние произведений Р. Штрауса и Ф. Листа, стало приметным событием в музыкальной жизни венгерской столицы. Во-первых, оно привлекло к себе внимание культурной общественности, а во-вторых, Венгрия узнала нового молодого композитора.

    Фольклорно-этнографическая деятельность Бартока

         Говоря о творчестве Бартока, необходимо особо подчеркнуть его фольклорно-этнографическую деятельность. Композитор уже в ранний период своего творчества, убеждённый в том, что его произведения должны отражать венгерский национальный характер, с особым энтузиазмом при поддержке своего друга и единомышленника Золтана Кодаи приступил к кропотливому изучению народной музыки. В результате исследований молодой композитор обнаружил для себя много нового, например то, что в его родной народной музыке самым маленьким звеном звукоряда является не полутон, а треть и даже четверть тона. Вследствие такого старательного изучения фольклора у Бартока начинает формироваться собственный характерный стиль с оригинальной гармонией и своеобразной ритмикой, который явно начинает проявляться в его произведениях. Значение исследовательской работы композитора, которая фактически продолжалась на протяжении всей его жизни, было очень велико, так как Барток создал новейший, наиболее прогрессивный метод изучения фольклорной музыки. Собранные материалы, которые в общей сложности насчитывают более 30 тысяч мелодий разных народов, были тщательно проанализированы и систематизированы.

    «Варварское аллегро»

         Индивидуальная манера композиторского почерка Бартока уже хорошо прослушивается в струнном квартете № 1, «Богателях», «Двух портретах», «Нениях», «Бурлесках», в сюите для оркестра №2, в «Венгерских народных песнях» и, несомненно, в «Варварском аллегро» — пьесе, которая получила от автора весьма символичное название. Это произведение двадцатилетнего композитора явилось довольно непривычным для публики того времени: оно, верно отображающее своё содержание в названии, своей «дикой» энергетикой ошарашило слушателей, взбудоражило их рассудки и вызвало неоднозначные суждения. Рокочущая, с грубым напором, устрашающая и почти неуловимая мелодическая тема, как будто всё сметавшая на пути, шокировала одну часть публики, а у другой вызвала бурный восторг.

    Оперное и балетное творчество Бартока

         Помимо инструментальной музыки, композитор в своём творчестве уделял особое внимание театральным жанрам. Согласно биографии Бартока, в 1911 году он начинает работу над музыкальным спектаклем «Замок герцога Синяя Борода» по пьесе венгерского драматурга Бела Балаша. Это произведение явилось важным событием в истории венгерской оперы.

         В нём композитор своеобразно связал национальные традиции народа с вагнеровскими оперными принципами и элементами импрессионистских и экспрессионистских новомодных музыкальных течений. Вся опера построена на психологически тонко выстроенных диалогах двух главных героев, в которых через мелодические линии, основанные на народных интонациях, раскрывается широкая палитра человеческих эмоций и чувств.

         Спустя некоторое время композитор вновь возвращается к музыке, связанной с театром, и пишет балет «Деревянный принц», в основу которого положены мотивы народной сказки. А ещё через два года Барток приступает к работе над своим вторым балетом под названием «Чудесный маргарин». Это экспериментальное произведение относится к самым новаторским творениям композитора. Оно шокирующее подействовало на публику, так как было основано на интонационной системе, типичной для народной музыки, услышанной композитором на Юго-Востоке Европы, и существенно отличалось от того, что привыкла слушать европейская публика.

    Дальнейший творческий путь композитора

         В двадцатые годы Барток продолжает много сочинять. В произведениях первой половины десятилетия, таких как 2-я и 3-я скрипичные сонаты, 3-й и 4-й струнные квартеты, прослеживается тяготение автора к острым новаторским художественным решениям с конструктивной усложнённостью, напряжённостью музыкального языка и использованием фольклорных элементов. Однако сочинениям начиная со второй половины десятилетия присущи стремление к большей простоте, ясному и лаконичному выражению музыкальной мысли, что ярко проявляется во втором фортепианном концерте и в «Музыке для струнных, ударных и челесты». Среди произведений, созданных композитором в 30-е годы, необходимо особо выделить сонату для ударных и двух фортепиано, «Светскую кантату», «Дивертисмент», кантату «Из прошлого», цикл «Микрокосмос», включающий в себя 153 фортепианные пьесы, 5-й и 6-й струнные квартеты, 2-й концерт для скрипки с оркестром. Следующий этап творческого пути Бартока принято называть американским. В этот период он сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как И.Менухин, С.Кусевицкий, Б.Гудмен, и создает  ряд замечательных произведений, среди которых «Концерт для оркестра», Фортепианный концерт № 3 и Концерт для альта с оркестром (завершён Т.Шерли).

    Фильм: Произведение:
    «Антропоид», 2016 соната для скрипки соло
    «Саймон говорит», 2015 струнный квартет № 4
    «Мелинда и Мелинда», 2004 струнный квартет № 4
    «Отечество», 1986 «Микрокосмос»
    «Доктор Кто», 1968 «Музыка для струнных, ударных и челесты»
    «Контрасты», 1968 струнный квартет № 1
    «Пламенеющие создания», 1963 скрипичный концерт № 2

        Бела Барток – композитор, ставший ориентиром не только для современников, но и последующих поколений. Весь его жизненный и творческий путь – пример мужества и благородства. Он создал немало замечательных произведений, в которых отразил свой собственный индивидуальный стиль, считающийся сегодня одним из высших достижений музыкальной культуры XX века.

    Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
    Принять