22.06.2021г. ВКИ им. В.Гергиева, каб.7, 13.00
Участники:
Кондратьева Мария, 1к.Д/х
Кулаева Виктория, 3к. Д/х
Наников Тимур, 3к. Д/х
Томаева Агнесса, 3к. Д/х
Багаев Ахсар, 1к. Д/х
Хачирова Лана, 1к. В
Цахоева Диана, 1к. В
Калашникова Анастасия, 2к. В
Организация, сценарий – зам.директора по ВР Ходова З.А.
Подготовка видеоматериала, монтаж, работа с видеооборудованием – программист Ахполов Э.Ч.
Подготовка книжной выставки – зав.библиотекой Бондаренко В.А.
Техническое сопровождение (съёмка мероприятия на камеру) – Всянская И.А.
«Кто сказал,что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыке вдвойне!»
/В.И.Лебедев-Кумач/
Есть события, над которыми время не властно. И чем дальше уходят годы, тем яснее становится их величие и значимость.
9 мая в России отмечается всенародный праздник — День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в которой советский народ боролся за свободу и независимость своей Родины против фашистской Германии и её союзников.
22 июня 1941г. – одна из самых трагических дат в истории нашего государства: на рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистская Германия, нарушив советско‑германские договоры 1939 года, напала на Советский Союз. На ее стороне выступили Румыния, Италия, а через несколько дней Словакия, Финляндия, Венгрия и Норвегия. В этом году мы отмечаем 80-летие начала Великой Отечественной войны. Война длилась почти четыре года и стала самым крупным вооруженным столкновением в истории человечества.
Через неделю после начала войны, с 30 июня 1941 г., вся полнота государственной власти сосредоточилась в руках Государственного Комитета Обороны во главе с И.В. Сталиным, который 3 июля 1941 г. обратился к народам СССР, к армии:
«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!».
«Его речь, — писал маршал Г.К. Жуков, — звучала как могучий набат, чувствовалось, что гневный и призывный голос набата замолкнет лишь тогда, когда фашистские захватчики будут разбиты. Во имя высшей патриотической цели — защиты своего Отечества, поднялись народы всего нашего многонационального государства…».
Боевым призывом стал лозунг: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!».
Уже в 1941 году план молниеносной войны, в ходе которой германское командование планировало за несколько месяцев захватить весь Советский Союз, провалился. Стойкая оборона Ленинграда, Заполярья, Киева, Одессы, Севастополя, Смоленское сражение способствовали срыву гитлеровского плана молниеносной войны. Страна выстояла, ход событий переломился. Советские воины разгромили фашистские войска под Москвой, Сталинградом и Ленинградом, на Кавказе, нанесли врагу сокрушительные удары на Курской дуге, Правобережной Украине и в Белоруссии, в Ясско‑Кишиневской, Висло‑Одерской и Берлинской операциях.
Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны, приближая победный час. Дорогой ценой досталась победа. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. «Всё для фронта, всё для победы!» – главный лозунг тех дней.
Жители Северной Осетии, как и весь многонациональный народ нашей страны, встали на защиту своего Отечества.
Северная Осетия была одной из стратегических целей гитлеровской Германии на Северном Кавказе. С территории республики открывалась прямая дорога к нефтяным запасам Азербайджана и Чечено-Ингушетии. Путь в Грузию и к Каспию также лежал через столицу Северной Осетии — Орджоникидзе (Владикавказ). Две важные автомагистрали — Военно-Грузинская и Военно-Осетинская дороги — были крайне важны для фашистских захватчиков. Оборона города стала одной из славных страниц Советской армии в битве за Кавказ.
В конце июля 1942 года армия врага приступила к осуществлению плана «Эдельвейс» — так называлась операция по захвату Кавказа. Немецким войскам поначалу удалось захватить ряд населенных пунктов на подступах к Орджоникидзе. После кровопролитных боев были захвачены города Моздок, Прохладный и Малгобек.
27 сентября немцы заняли Эльхотово, планируя войти в город Орджоникидзе через Эльхотовские ворота — путь между невысокими хребтами, ограждающими с севера Владикавказскую равнину. Однако защитники города не пропустили врага, несмотря на его численное превосходство в живой силе и технике.
Тогда фашисты пошли в обход, форсировав реку Терек и пробившись в направлении Нальчик — Чикола — Дигора. 1 ноября 1942 года немцы заняли город Алагир. В этот же день сильной бомбардировке подвергся город Орджоникидзе. На следующий день немцы заняли село Гизель и оказались на подступах к столице республики.
Город был переведен на осадное положение. В ожесточенных боях за него участвовали с обеих сторон крупные воинские силы и большое количество техники. С 6 по 11 ноября 1942 года войска 9-й армии, авиация 4-й Воздушной армии с участием Северо-Осетинской бригады народного ополчения и партизанских отрядов перешли в контрнаступление, отбросив захватчиков на десятки километров.
Один из героев, защищавших Северную Осетию, Петр Барбашов в честь которого назван мемориал Барбашово поле, 9 ноября 1943 года совершил здесь свой подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота. Ценой своей жизни он спас десятки своих боевых товарищей. За этот подвиг Петру Барбашову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
С началом нового 1943 года были полностью освобождены занятые немцами территории.
К 65-ой годовщине со дня разгрома немецко-фашистских войск под Владикавказом столице Северной Осетии было присвоено звание Города воинской славы. Указ об этом подписал 18 сентября 2007 года президент России Владимир Путин.
В первый год Великой Отечественной войны Северная Осетия отправила на фронт 40 186 человек. Всего на защиту родины из республики ушел каждый пятый житель, представители 60 национальностей. Каждый второй ушедший на фронт погиб на полях сражений.
Помимо этого, выходцы из Северной Осетии воевали в партизанских отрядах и отрядах народного ополчения, истребительных батальонах не только на территории самой республики, но и в других районах СССР. Представители Осетии участвовали и в европейском сопротивлении. Общая численность воевавших против фашистских захватчиков граждан республики составляла свыше 95 тыс. человек.
Недолгая оккупация немецких захватчиков дорого обошлась Северной Осетии: погибли 1456 мирных граждан, получил ранения 871 человек, были угнаны на принудительные работы 4059 жителей региона.
Подвиги уроженцев Северной Осетии были высоко оценены командованием. 72 славных сына республики удостоены звания Героя Советского Союза. А двоим из них — И.А.Плиеву и генерал-майору И.И.Фесину эти звания были присуждены дважды. Среди участников войны из Осетии девять полных кавалеров ордена Славы. Общее число награжденных орденами и медалями превысило 60 тыс. человек.
В настоящее время в Северной Осетии проживают свыше 1500 ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан, работавших на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и жителей блокадного Ленинграда. Более 3000 жителей республики в годы войны трудились на оборону.
Для всех них День Великой Победы — это действительно праздник со слезами на глазах, память о фронтовой военной молодости, о трудных годах лишений, о погибших в боях и после войны товарищах.
А для всех жителей Северной Осетии — благодарность за свободу, которую ценой своей жизни, самоотверженным трудом в тылу добыли защитники Родины.
Война безжалостно отбирала у людей самое дорогое: любовь, родных, уверенность в завтрашнем дне, детство и счастье, даже надежду, но всегда у людей оставалось только одно — музыка.
С самого начала Великой Отечественной войны стало ясно, что сила искусства жизненно необходима для укрепления морального духа, стойкости и единства народа. Уже на второй день войны, 23 июня 1941 г., профсоюзом работников искусств было принято решение организовывать творческие бригады во всех культурных учреждениях.
Где бы ни находились части Красной Армии и Военно-Морского Флота, артисты разделяли с бойцами все трудности фронтовой жизни. Концерты давались в полях и лесах, в госпиталях и на аэродромах.
Выступать приходилось в любых погодных условиях: и в зной, и в мороз, когда от холода сводило пальцы, но артисты всё равно надевали свои костюмы и выходили на сооружённую из досок сцену или играли даже в землянках.
В экстренных случаях актеры-мужчины превращались в санитаров, а женщины становились сиделками: ухаживали за ранеными, кормили, мыли и еще успевали давать концерты.
И, конечно же, часто артисты попадали под обстрелы и бомбежки. Но, главное, что помнили фронтовые артисты – это горящие глаза своих геройских зрителей, которые не раз говорили (и это есть в массе воспоминаний!), что после таких выступлений они ощущали такой прилив сил и готовность сражаться, что даже наступления проходили лучше. «Услышите о наших победах, знайте, в них есть и ваша заслуга» — звучало на разных фронтах и в разное время. В составе концертных бригад и фронтовых театров работали самые знаменитые театральные, эстрадные и киноартисты, музыканты и композиторы: Любовь Орлова, Леонид Утёсов, Лидия Русланова, композиторы Тихон Хренников и Матвей Блантер, артисты балета Татьяна Вечеслова и Константин Сергеев, оперные артисты Софья Преображенская и Павел Андреев.
Сложно переоценить подвиг концертных бригад во время войны и проникновенную силу искусства, затрагивающую самые тонкие струны души, не позволяя ей погрузиться в сумрак войны. Артисты сопровождали советские войска на всём их пути от Москвы до Берлина: играли и пели перед отправкой на фронт на сборном пункте; перед боем, который для многих бойцов был последним; в театрах или домах культуры освобождённых городов, знаменуя этим победный триумф советской армии и советской культуры. Играли до последнего у самой передовой, во время воя сирены или когда мимо начинали свистеть пули. Играли даже для одного единственного бойца, уходившего на задание. Как вспоминал один из артистов вахтанговского театра, «на фронте мы чувствовали себя своими, а в Москве — немножко гостями». Так искусство воевало в одном строю, плечом к плечу, рядом со всем народом!
Одна из известнейших исполнительниц того времени — Лидия Андреевна Русланова. Во время войны Русланова выступала на фронте — в окопах и под бомбежками.
Вместе с советскими войсками Лидия Русланова дошла до Берлина. После концерта у Рейхстага и Бранденбургских ворот Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил его Лидии Руслановой, а позднее подписал приказ о награждении её орденом Отечественной войны I степени.
Другая замечательная исполнительница того времени – Клавдия Ивановна Шульженко.Свой знаменитый «Синий платочек», который называли «песней окопного быта», за годы войны Клавдия Шульженко исполнила более 500 раз. Рассказывают, что он стал символом, который включал в себя понятия «родина», «дом», «любимая», и бойцы поднимались в атаку с криками «За синий платочек!» Эта песня в исполнении Шульженко была растиражирована на видеоплёнке, грампластинках.
«Очень сильное средство — эти музы», — говорил один из военврачей, удивляясь быстрому выздоровлению солдат, их страстному желанию посмотреть и послушать выступление артисток в госпиталях.
Великая Отечественная война стала самым суровым испытанием для нашего народа. Победа ковалась на фронтах и в тылу нашей огромной страны. Все – от мала до велика – вносили свой посильный вклад для отпора захватчикам.
Вместе с солдатами на фронте и рабочими в тылу в строй встала… и песня. Песня помогла выстоять народу и победить, она стала грозным оружием, не позволившим сломить дух советского народа.
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Зачастую песни шли по следам горячих событий. Их темы черпались из сообщений печати, подсказывались участниками и очевидцами боевых эпизодов.
Известный советский поэт Роберт Рождественский писал: «Военные песни. Они не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Совинформбюро, но для победы нашей, для нашей выстраданной Победы они – песни – сделали очень многое. Может быть, это нельзя назвать подвигом, а вот честной солдатской службой назвать можно».
Песни военных лет продолжают поддерживать историческую память и не дают забыть о Великом подвиге нашего народа. Мы остаёмся великим народом, пока помним и поём песни военных лет. Сегодня песни военной эпохи продолжают быть востребованными и занимают особое место в национальном репертуаре.
У каждой песни этого времени своя история, свой путь, и своя судьба. Расскажем вам о некоторых из них.
«Священная война»
Муз. А.В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача, 1941г.
Одна из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны «Священная война» — своеобразный гимн-плач народа, ввязанного в войну и вынужденного защищать свою Родину от врага, была написана в самом начале войны.
24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война». Известно, что наброски стихотворения были еще до войны как впечатление от просмотра кинохроники бомбардировок городов Испании и столицы Польши. Окончательно стихотворение сформировалось буквально в день нападения Германии на СССР.
Стихотворение прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль и сочинил музыку для песни, а на следующий день объявил на репетиции о том, что в репертуар вводится новая песня: «Священная война».
Впервые песня прозвучала 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов, ее исполнила группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски СССР. Чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе.
С этого дня «Священная война» стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.
В послевоенное время ни одни зарубежные гастроли Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова не обходились без её исполнения.
«В землянке»
Муз. К.Листова, сл. А.Суркова, 1942г.
Одна из самых первых лирических песен военных лет, «В землянке», родилась совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне в своем письме к ней. Сурков вспоминает: «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне».
«Так бы и остались эти стихи частью письма, – продолжает он свои воспоминания, – если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Что-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет». Через неделю Константин Листов исполнял эту песню в редакции газеты, оставив репортерам нотные записи. А уже сотрудники газеты представили песню «Комсомольской правде», где она была принята безоговорочно и напечатана 25 марта 1942 года. Оттуда она и пошла в народ, на фронт, в тыл, полюбилась многим не только в СССР, но и зарубежом, в войсках союзников.
«Синий платочек»
Муз. Е. Петерсбурского, сл. Я. Галицкого, М. Максимова, 1940 – 1942гг.
Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась дважды.
В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. На одном из них побывал поэт и драматург Яков Галицкий. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта Галицкий подошел к композитору и предложил сделать из композиции песню. Идея понравилась и вскоре появилась песня «Синий платочек», которую первым исполнил солист оркестра Станислав Ландау, после чего она вошла в репертуар.
Песня была довоенная, мирная, ее пели многие исполнители, в т.ч. Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Но вот началась война и с песней произошла странная и неожиданная метаморфоза: она обрела как бы второй смысл. Лирическая героиня песни не просто обещала ждать, не забывать своего друга, но ждать солдата, который обязательно вернется и принесет с собой мир.
Известно, что слова песни тоже стали меняться. Самая известная версия — это исполнение песни Клавдией Шульженко. Её задушевное исполнение доносило ставшие нужными теплые лиричные слова песни на уже давно знакомый мотив.
Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. В 1976 году во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал встал и стоя аплодировал. Эти аплодисменты предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.
«Смуглянка»
Муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова, 1940 –1942г.
В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, и «Смуглянка» (песня о девушке-партизанке), написанная на основе молдавского фольклорного творчества.
В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал «Смуглянку» на радио. Но «несерьезная» песня не произвела впечатления на руководство. Композитору сказали, что стране нужны патриотические песни, а не «фривольные финтифлюшки».
В 1942 году песня была несколько переписана. Яков Шведов изменил текст, а Новиков подправил партитуру. В таком виде композитор показал песню А.В. Александрову, руководителю Ансамбля песни и пляски Красной Армии. Александрову песня очень понравилась, он включил ее в репертуар Ансамбля, однако песню долго не хотели выпускать. Прорыв песни в массы состоялся на праздничном концерте 7 ноября 1944 года, проходившем в Концертном зале им. Чайковского и транслировавшемся по радио. После исполнения «Смуглянки» Николаем Устиновым, песня была встречена публикой под громовые овации с криками «Бис!» и «Браво!». И радио донесло песню до широких народных масс. После столь ошеломляющего успеха, Александров решил включить песню в программу Всесоюзного конкурса на лучшую песню о Великой Отечественной войне, однако жюри конкурса «срезало» песню. Но народ — это не жюри, и песня, тут же подхваченная рядом военных ансамблей, разнеслась по просторам необъятной страны и далеко за рубеж.
Так веселая, бойкая песня про любовь партизана и смуглянки-молдаванки, рассказывающая о событиях Гражданской войны, стала собирательным образом любви молодых людей, объединенных общей борьбой с немецкими захватчиками.
После войны песня «Смуглянка» в разных обработках входила в репертуар многих известных исполнителей. Новый импульс песне придал снятый в 1973 году Леонидом Фёдоровичем Быковым эпохальный шедевр «В бой идут одни старики», в котором он лично исполнил «Смуглянку».
«Темная ночь»
Муз. Н.В. Богословского, сл. В. Агатова, 1943г.
История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1942 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь».
В фильме «Два бойца» песня «Темная ночь» звучала голосом Марка Бернеса из уст главного героя фильма Аркадия Дзюбина. После появления «Двух бойцов» на экранах, популярность песни буквально зашкаливала — весьма показательным случаем является факт снятия в 40-е годы всего первого тиража пластинки из-за обнаруженного «левого» шороха в фонограмме, причиной которого явились… слёзы одной из работниц завода, растроганной душевными словами песни. Слезы упали на восковую матрицу и… обеспечили простой труженице Гале Журавлёвой место в истории…
Песня «Темная ночь» успешно преодолела десятилетия, отделяющие ту войну от нашего времени, и, помимо самого Бернеса, исполнялась целой плеядой выдающихся голосов: Леонидом Утёсовым, Иваном Козловским, Владимиром Нечаевым, Людмилой Гурченко, Муслимом Магомаевым, Иосифом Кобзоном, Дмитрием Хворостовским, и мн.др.
«Катюша»
Муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского
Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является «Катюша» — песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, «Катюша» была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.По воспоминаниям Блантера: «Когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов».
А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных Михаилом Исаковским, автором популярных в то время песен: «И кто его знает», «Прощание», «Зелеными просторами», «Любушка» и ряда других. Поэт, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с «Катюшей» до тех пор, пока судьба не свела его с композитором Матвеем Блантером.
Окончательный сюжет песни был определён военной обстановкой того времени: участием советских добровольцев в Гражданской войне в Испании, операцией Красной Армии у озера Хасан и предчувствием надвигающейся бури…
Новое звучание «Катюше» придала Великая Отечественная война: в солдатской среде было сложено множество новых вариантов композиции. Катюша выступала и бойцом с автоматом наперевес, и солдатской подругой, и медсестрой, и даже партизанкой, ходившей «по лесам и сёлам партизанской узкою тропой» с «песенкой веселой, что когда-то пела над рекой».
Именем «Катюша» солдаты прозвали новые реактивные минометы, «песни» которых приводили в ужас фашистов.
Достаточно любопытным является тот факт, что «Катюша» стала использоваться в марше «Prima vera» («Весна» в переводе с испанского) в 250-й дивизии вермахта, состоявшей из испанских добровольцев, так называемой «Голубой дивизии». Как ни странно, любили песню и другие противники СССР в той войне: гитлеровцы, распевавшие её в немецко-язычном варианте, и финны, исполнявшие «Карельскую Катюшу».
Со временем «Катюша» разошлась по всему миру.
За создание «Катюши» автору слов песни Михаилу Васильевичу Исаковскому была вручена Сталинская премия, которую он передал землякам.
Сегодня же можно сказать, что «Катюша» — это бесхитростные строчки, которые идут прямо из человеческой души. Эта песня стала гимном всего хорошего, светлого и доброго, что пытался разрушить агрессивный фашистский механизм.
«Вечер на рейде»
Муз. В.Соловьева-Седого, сл. А.Чуркина
Пожалуй, одну из первых песен Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой: уже 24 июня он принес на Ленинградское радио нотный клавир, где поверху значилось: «Играй, мой баян». А через полтора месяца на свет явился подлинный шедевр — «Вечер на рейде». Как же родилось это песенное чудо? Василий Павлович вспоминал:
«В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню…»
Композитор сам придумал начало припева — «Прощай, любимый город!» — и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст «Вечера на рейде».
Однако путь у песни в жизнь оказался непростым. Когда Василий Павлович впервые спел ее друзьям, песню забраковали: слишком уж спокойной и «тихой» показалась она, не подходящей для грозной военной поры. И композитор спрятал ноты подальше…»
А зимой 1941 года выступал он на Калининском фронте. Как-то после концерта в солдатской землянке под Ржевом бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее, и композитор вспомнил о забракованной песне. Уже со второго куплета бойцы начали ему тихо подпевать:
Прощай, любимый город! Уходим завтра в море. И ранней порой Мелькнет за кормой Знакомый платок голубой. |
Сразу полюбившаяся фронтовикам песня с этого дня стала опережать артистов. Только начнут концерт, а зрители скандируют: «Вечер на рейде!..» Возвращаясь с фронта, Соловьев-Седой заехал в Москву, чтобы в Центральном Доме композиторов показать свои новые произведения. «Вечер на рейде» приняли единодушно. Скоро, после исполнения по радио, ее запели тысячи, миллионы людей.
Красивая, чистая, душевная песня… — эту песню знали все. Не только моряки считали ее «своей». «Уходим завтра в поле…» — утверждали пехотинцы. Парашютисты, бойцы воздушно-десантных войск, перед вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая! Десант наш улетает. И в дальнем краю за землю свою десантник не дрогнет в бою». Партизаны Ленинградской области имели свой вариант:
Споемте, друзья, про битвы свои В отрядах лихих партизан, Про прошлую жизнь, про схватки, бои… Играй веселее, баян! |
А народные мстители Крыма переиначили песню на свой лад: «Прощай, любимый город! Уходим завтра в горы…» Даже к итальянским партизанам попала эта мелодия, и они положили на нее рассказ о юной черноокой героине освободительной борьбы…
«На солнечной поляночке»
Муз. В.Соловьёва-Седого, сл. А.Фатьянова
Наряду с балладами, песнями, рассказывающими о героизме и мужестве советских воинов, об их бессмертных подвигах, появлялись и были любимы на фронте и в тылу песни удалые, веселые, задорные. Ведь как говорил Василий Теркин: «…на войне одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой».
Именно такую песню-шутку «На солнечной поляночке» создали композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов. Это была одна из первых совместных работ двух замечательных художников, творческое содружество которых длилось много лет.
Песня «На солнечной поляночке» сразу приобрела большую популярность, завоевала сердца и души слушателей.
«Ехал я из Берлина»
Муз. И.Дунаевского, сл. Л.Ошанина, 1945г.
Это поистине великое творение Льва Ивановича Ошанина стало одной из первых «победных» песен. Автор лирики рассказывал, как родилась идея о создании композиции: «Однажды утром, я услышал, что наши находятся на подступах к Берлину. И ощущение долгожданной Победы стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, еще почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю, и человека, у которого ещё всё впереди. И я увидел этого парня в его счастливом, звонком полёте домой. И сама собой пришла ёмкая и гордая строчка – «Ехал я из Берлина». Но о своей затее написать стихотворение Ошанин никому не рассказывал до тех пор, пока победа не стала очевидна для всех. Стихи Л.Ошанин принёс И.Дунаевскому, который в то время руководил ансамблем песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников. Эта песня стала первой совместной работой И.Дунаевского и Л.Ошанина.
«Казаки в Берлине»
Муз. Дмитрия и Даниила Покрасс, сл.Ц.Солодаря, 1945г.
Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями, которые еще более подчеркивали строгость военной формы, ее походную простоту.
«Вдруг послышался цокот копыт, — рассказывает поэт Цезарь Солодарь, — мы увидели приближающуюся конную колонну… Это были казаки из кавалерийской части. Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, — продолжает Цезарь Солодарь, — но можно было заметить, что на какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку, задиристо крикнула:
— Давай, конница! Не задерживай!
Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!» Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке…»
Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни:
По берлинской мостовой Кони шли на водопой, Шли, потряхивая гривой, Кони-дончаки… Распевает верховой: «Эх, ребята, не впервой Нам поить коней казацких Из чужой реки…» |
В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассам, которым они очень понравились. По их предложению стихи были «усилены» лихим припевом:
Казаки, казаки! Едут, едут по Берлину Наши казаки. |
Музыку написали к вечеру и, следовательно, песня «Казаки в Берлине» была написана за один день — 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, и ее узнала и полюбила вся наша страна.
Через много лет народный артист СССР, лауреат Государственной премии Дмитрий Яковлевич Покрасс говорил: «Я горд тем, что нам довелось написать песню, ставшую последней песней войны». Но ведь она была создана 9 мая, уже после подписания безоговорочной капитуляции Германии. И поэтому разве «Казаки в Берлине» не первая песня Победы?
Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения ксвоим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов.
Песни Великой Отечественной войны: они и теперь, попрошествии многих лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. С первого дня войны и до праздничного победного салюта всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой!
Война оставила след почти в каждой семье. Более 27 миллионов своих сыновей и дочерей потеряла наша страна. В руинах оказались городов и посёлков. Взорвано, разрушено около 32 тысяч промышленных предприятий. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. Наш народ совершил ратный, трудовой и нравственный подвиг, не имеющий аналогов в истории. Победа стала возможна благодаря монолитности нашего многонационального государства. Ценой собственной жизни вписывали подвиги в историю Отечества представители всех национальностей Советского Союза.
9 мая 1945 года ликовали все жители Советского Союза. Голос Левитана, 4 года назад объявивший о начале войны, сообщил о ее триумфальном окончании. Страна праздновала завершение самой страшной и кровопролитной войны в своей истории.
Чем больше времени проходит после войны, тем все более очевидным становится огромное всемирно-историческое значение Великой Победы. Советский Союз внёс решающий вклад в окончательный разгром нацистской Германии и освобождение народов Европы от германской оккупации и фашистских режимов. Решающую роль СССР в достижении победы признавали в годы войны в Лондоне и в Вашингтоне. У. Черчилль в послании И.В. Сталину 27 сентября 1944г. писал, что «именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины…».
Победа над фашизмом — это торжество справедливости, гуманизма и добра, это сокрушительный удар по идее и практике человеконенавистничества, порабощения и уничтожения целых рас и народов, разгула низменных страстей, возведенных третьим рейхом в ранг государственной политики. И это – предостережение о недопустимости возникновения новой мировой войны, которая может стать для человечества последней.
Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной, с каждым годом все меньше остается ветеранов великой войны, и скоро не останется совсем никого, кто воочию видел эти славные и в то же время трагические дни. Но Победа не ушла в прошлое. Это живая победа, обращенная в настоящее и будущее. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу.
Устремленные к солнцу побеги,
вам до синих высот вырастать.
Мы —
рожденные песней победы —
начинаем
жить и мечтать!
Именем солнца, именем Родины
клятву даем.
Именем жизни клянемся павшим героям:
то, что отцы не допели,—
мы допоем!
То, что отцы не построили,—
мы построим!
Торопитесь, веселые весны!
Мы погибшим на смену
пришли.
Не гордитесь, далекие звезды,—
ожидайте
гостей
с Земли!
Именем солнца, именем Родины
клятву даем.
Именем жизни клянемся павшим героям:
то, что отцы не допели,—
мы допоем!
То, что отцы не построили,—
мы построим!
/Р.Рождественский/