(Дата отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995 № 32-ФЗ).
18 апреля 1242г. – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.). На льду Чудского озера у восточного берега, рядом с о. Городецкий на дороге из Пскова в Новгород русские воины под началом новгородского князя Александра Ярославича Невского разбили немецких рыцарей Ливонского ордена. Численно превосходящие новгородцы, вступив в рукопашную схватку, окружили на льду рыцарей и кнехтов. Вырвавшиеся из окружения бежали по льду в западном направлении более 7 км, где часть из них провалилась под лед. Немцы потеряли до 2/3 своего войска. В том же году ливонцы заключили с Новгородом мирный договор, по которому они отказывались от своих притязаний на Псков, Лугу, Водьскую и Латгальскую земли.
В начале 40-х гг. XIII века, воспользовавшись ослаблением Руси, которое произошло в результате опустошительного нашествия монголо-татар, немецкие крестоносцы, шведские и датские феодалы решили захватить ее северо-восточные земли. Совместными усилиями они рассчитывали покорить Новгородскую феодальную республику. Шведы при поддержке датских рыцарей попытались овладеть устьем Невы, но в Невской битве 1240 г. были разгромлены новгородским войском.
В конце августа – начале сентября 1240 г. в Псковскую землю вторглись крестоносцы Ливонского ордена, который был образован немецкими рыцарями Тевтонского ордена в 1237 г. в Восточной Прибалтике на территории, заселенной племенами ливов и эстов. После кратковременной осады немецкие рыцари овладели городом Изборском. Затем они осадили Псков и при содействии изменников-бояр вскоре заняли и его. После этого крестоносцы вторглись в новгородскую землю, захватили побережье Финского залива и на месте древней русской крепости Копорье возвели свою. Не дойдя до Новгорода 40 км, рыцари занялись грабежом его окрестностей.
Из Новгорода было отправлено посольство к великому владимирскому князю Ярославу, чтобы тот отпустил сына Александра (князя Александра Невского) к ним в помощь. Александр Ярославович с 1236 г. правил в Новгороде, но из-за козней новгородской знати покинул Новгород и ушел на княжение в Переяславль-Залесский. Ярослав, сознавая всю опасность исходившей с Запада угрозы, согласился: дело касалось не одного Новгорода, а всей Руси.
В 1241 г. князь Александр Невский, вернувшись в Новгород, собрал войско из новгородцев, ладожан, ижор и карелов. Скрытно совершив быстрый переход к Копорью, оно штурмом овладело этой сильной крепостью. Взятием Копорья Александр Невский обезопасил северо-западные границы новгородских земель, обеспечил свой тыл и северный фланг для дальнейшей борьбы с немецкими крестоносцами. По призыву Александра Невского на помощь новгородцам прибыли войска из Владимира и Суздаля под командованием его брата князя Андрея. Соединенное новгородско-владимирское войско зимой 1241-1242 гг. предприняло поход в псковскую землю и, отрезав все дороги из Ливонии на Псков, штурмом овладело этим городом, а также Изборском.
После этого поражения ливонские рыцари, собрав большое войско, выступили к Псковскому и Чудскому озерам. Основу войска Ливонского ордена составляла тяжеловооруженная рыцарская конница, а также пехота (кнехты) — отряды порабощенных немцами народов (эсты, ливы и др.), которая по численности многократно превосходила рыцарей.
Выяснив направление движения главных сил противника, Александр Невский туда же отправил и свое войско. Выйдя к Чудскому озеру, войско Александра Невского оказалось в центре возможных путей движения противника на Новгород. В этом месте было решено дать бой неприятелю. Армии противников сошлись на берегах Чудского озера у Вороньего камня и урочища Узмень. Здесь 5 (18) апреля 1242 г. произошло сражение, которое вошло в историю как Ледовое побоище.
На рассвете крестоносцы по льду озера на медленной рыси приблизились к позиции русских. Войско Ливонского ордена по установившейся военной традиции наступало «железным клином», который в русских летописях фигурирует под названием «свиньи». На острие находилась основная группировка рыцарей, часть их прикрывала фланги и тыл «клина», в центре которого располагалась пехота. Клин имел своей задачей раздробление и прорыв центральной части войск противника, а следовавшие за клином колонны должны были охватом разгромить фланги противника. В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимыми.
Александр Невский противопоставил этой стереотипной тактике рыцарей новое построение русских войск. Основные силы он сосредоточил не в центре («челе»), как это всегда делали русские войска, а на флангах. Впереди расположился передовой полк из легкой конницы, лучников и пращников. Боевой порядок русских был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русского войска.
Рыцарский клин прорвал центр русского войска. Наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не смогли развить свой успех. Фланги русского боевого порядка («крылья») зажали клин в клещи. В это время дружина Александра Невского нанесла удар с тыла и завершила окружение противника.
Под натиском русских полков рыцари смешали свои ряды и, потеряв свободу манёвра, вынуждены были обороняться. Завязалась жестокая сеча. Зажатые со всех сторон на ограниченном пространстве, крестоносцы сражались отчаянно. Но их сопротивление постепенно ослабевало, оно приняло неорганизованный характер, битва распалась на отдельные очаги. Там, где скапливались большие группы рыцарей, лёд не выдерживал их тяжести и ломался. Многие рыцари утонули. Русская конница преследовала разбитого противника свыше 7 км, до противоположного берега Чудского озера.
Войско Ливонcкого ордена потерпело полное поражение и понесло огромные по тем временам потери: до 450 рыцарей погибли и 50 попали в плен. Кнехтов было уничтожено несколько тысяч. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также отказывались от части Латгалии (область в восточной Латвии).
Победа русского войска на льду Чудского озера имела большое политическое и военное значение. Ливонскому ордену был нанесен сокрушительный удар, продвижение крестоносцев на Восток остановилось. Ледовое побоище явилось первым в истории примером разгрома рыцарей войском, состоявшим в основном из пехоты, что свидетельствовало о передовом характере русского военного искусства.
Образ Александра Невского нашел воплощение во многих произведениях искусства: литературе, живописи, иконописи, кинематографе, музыке, скульптуре, архитектуре.
Многие русские художники отразили в своём творчестве образ Александра Невского, среди них: Н.Рерих, Васнецов, Корин, Моллер, а также Серов со своей известной картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».
В.Серов «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища», 1954г.
Н.К.Рерих «Александр Невский»
Большинство художников изображали Невского во время войн и сражений, показывали его сильным и смелым полководцем, под чьим командованием была выиграна не одна битва.
Д.Костылёв «Александр Невский. Ледовое побоище»
Очень ярко воплощён образ А.Невского в картинах русского художника Г.И. Семирадского. В 1875 году ему как ученику Художественной академии в Петербурге было поручено задание создать четыре картины, посвященные св. Александру Невскому. С годами они были утрачены, но в Русском музее можно увидеть эскизы, которые подтверждают их существование. Тематика для картин не выбиралась самим художником, а обсуждалась специальной комиссией, которая определила следующие важные этапы жизни великого князя: когда князь посетил хана Батыя, когда принимал послов, день его кончины и чудо, произошедшее во время погребения. Семирадский смог создать эффектные картины, в которых придавал значение деталям. На полотнах совмещено мастерство, полученное в академической школе, и влияние немецкого художника Пилоти. Написанные картины, где князь предстает перед зрителем молодым энергичным правителем, совсем не подходили для храма. Святость в князе было угадать сложно, современники это заметили и даже писали об этом в газетах.
1876г.
Крупное, многофигурное полотно советского художника Владимира Александровича Серова (1910-1968) «Ледовое побоище» раскрывает перед зрителем кульминационный момент Ледового побоища, когда уведённые русскими воинами на места тонкого озёрного льда (так называемый «сиговицы») немцы стали проваливаться в воду и тонуть в пучине Чудских вод.
Владимир Серов написал картину в суровые 1942 годы, находясь в блокадном Ленинграде. Прекрасный жанрист, мастер исторической живописи, один из самых титулованных художников советской эпохи на своём полотне победоносно громит врага силой духа русских воинов и тонкой проницательностью командующей стороны. Настроением победы проникнуто всё полотно: отстоим, защитим, отвоюем Родину!
В.Серов «Ледовое побоище», 1942г.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. святой особенно близок русскому народу. Не случайно художники, поэты, писатели, режиссёры, обращались к героической теме Ледового побоища, проводя явные параллели. Триптих художника Павла Корина «Александр Невский» был заказан для поддержания боевого духа советских солдат, утешения и доблестного примера. Высокая, статная фигура князя не даёт повода усомниться в победе русских воинов. Крепость веры Александра Невского подобна монолитной скале, надёжной, недоступной.
П.Корин Триптих «Александр Невский», 1942-1943гг.
Современный художник-баталист Сергей Присекин создал удивительное по колористической мощи и энергетике полотно: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Перед зрителем раскрывается не только исторический факт о когда-то свершившимся Ледовом побоище, умном князе Александре и смелых русских воинах. Картина зароняет внутри нечто более глубокое. Возможно даже, путь к пониманию места человека в мире, осознанию своего истинного предназначения. Работа художника нашла своё достойное место, украшая Большой Кремлёвский дворец.
С.Присекин «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
Александр Невский почитаем на Руси как святой великий воин-заступник, которому каждый день молятся сотни тысяч людей, просят помощи и благодарят за свершившееся чудо. Уже в 1280 году его стали почитать как святого, позднее князь был канонизирован церковью. Множество храмов возведено в честь благоверного князя. В Санкт-Петербурге в 1710 году был заложен первый камень Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, строительство длилось долго и с перерывами, завершилось лишь в 1790 году. Кафедральный собор был построен и в Петрозаводске в 19 веке, хотя вначале это была церковь при заводе, построенная на пожертвования работников. В Москве на территории воинского подразделения был заложен первый камень в 1995 году и освящен Алексием II. Храмы, церкви и часовни А.Невского построены во многих городах России и за её пределами: Ярославль, Великий и Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Псков, Рига, Ялта, Таллин многие другие.
О жизни и деяниях князя Александра Ярославовича сохранились необычайно ценные древние рукописи, иллюстрированные миниатюрами и именуемые Лицевым Летописным сводом XVI века. В большинстве икон XVIII–XIX вв. образ его можно увидеть в царской мантии и воинских доспехах, часто – верхом на коне. Писались также и житийные иконы св. Александра Невского, в том числе – сюжеты его сражений.
Орден Святого Александра Невского был учрежден по приказу Екатерины I, а в СССР в 1942 году был создан другой, который вручали за заслуги в военных действиях.
Образ Александра Невского был широко воспет писателями и поэтами. Первое упоминание в литературе появилось благодаря современнику князя: «Житие Александра Невского» (конец 13в.), относится к памятникам Древней Руси, рассказывает о подвигах и храбрости Невского. Первая светская биография великого русского князя появилась в XVIII веке: «Жизнь святого Александра Невского» историка Г.Ф.Миллера (1732г.).
Советские писатели также не раз обращались к образу А.Невского и историческим событиям той эпохи: повесть В.Яна «Юность полдководца» (1952г.), А.Югов эпопея «Ратоборцы» (1944-1948гг.), Б.Васильев роман «Александр Невский» («Князь Ярослав иего сыновья», 1997г.), С.Юхнов «Лазутчик Александра невского (2008г.), роман Л.Обуховой «Набатное утро», повесть Д.М. Балашова «Господин Великий Новгород» (1967г.), роман-трилогия С.П. Мосияша «Александр Невский» 1994г. и др.
Одним из важных видов культуры, хранящих память князя, можно назвать кинематограф. В 1938 году на экранах появился фильм «Александр Невский», режиссер Сергея Эйзенштейна. Он был отмечен Сталинской премией и принят народом, относится сегодня к классическим картинам 30-х годов.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, фильм вернули в прокат для поддержания духа, он имел еще более оглушительный успех. В картине снимались всеми любимые и известные актеры: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов и др.
Действие фильма разворачивается в 1242 году. Закончилась битва со шведами, на Русь стали наступать Тевтонские войска. Завершается картина сражением на Чудском озере. Образ А. Невского очень значим: князь показан героем, всегда защищающим свои земли и свой народ.
Образ Александра Невского нашёл яркое отражение в скульптуре и архитектуре: монумент в Санкт-Петербурге напротив входа в Александро-Невскую лавру (2002г., архитектора В.Козенюк); памятник Александру Невскому на горе Соколиха в Пскове (1993г., скульптор И.Козловский и архитектор П.Бутенко); памятник Александру Невскому в Великом Новгороде — на набережной (1985 г.) и в центре города, напротив церкви Бориса и Глеба; монументы в Москве, в Ростове-на-Дону, в Александрове (Владимирская область), во Владимире, Курске и других городах.
Памятник русской дружине Александра Невского во Пскове.
Часовня Александра Невского в Чите.
Памятник Александру Невскому, возведённый между вокзалом и Казанским кафедральным собором, открыт в Чите 12 сентября 2015 года.
Памятник Александру Невскому в Карелии.
В музыке воплощение образа Александра Невского очень ярко прозвучало в кантате Сергея Прокофьева «Александр Невский» на слова поэта В.Луговского.
Кантата «Александр Невский», op. 78 – кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра. В основе музыкального текста – музыка С.Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна «Александр Невский». Вокальные партии написаны на стихи поэта В. А. Луговского в 1939г. Первое исполнение состоялось в Большом зале Московской консерватории 17 мая 1939 года под управлением автора. Партию меццо-сопрано исполняла Варвара Гагарина. В произведении нашли отражение картины вражеского нашествия, патриотического подъёма всего народа, решающей битвы, оплакивания павших и прославления Родины.
В начале 1938г. крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком. Работа протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном и шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками. Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна же поражала способность Прокофьева передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке. «Назавтра он пришлет мне музыку, которая… звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы», — говорил режиссер, вспоминая, как Прокофьев во время отсмотра эпизодов отстукивал пальцами ритмические построения на ручке кресла. Текст к вокальным фрагментам писал сам Прокофьев, а частью поэт Владимир Луговской.
Фильм «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Зиму 1938—1939 года он посвятил этой работе. Задача оказалась очень непростой. Нужно было полностью переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и удалением того или иного инструмента от микрофона. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла.
В кантате семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер:
- «Русь под игом монгольским»
- «Песня об Александре Невском»
- «Крестоносцы во Пскове»
- «Вставайте, люди русские»
- «Ледовое побоище»
- «Мертвое поле»
- «Въезд Александра во Псков»
В музыке «Александра Невского» композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами. В основе музыкальной характеристики крестоносцев лежит хорал, созданный Прокофьевым в «баховском» стиле. Благодаря особым гармоническим (диссонирующие созвучия, остинатный ритм) и тембровым приемам (ревущая пронзительная медь (часто с сурдинами) он приобретает мрачные и жесткие черты. В характеристике русских господствует песенное начало, ясные диатонические гармонии, в оркестре преобладают струнные.
1-ая часть «Русь под игом монгольским» – небольшая вступительная оркестровая картина трехчастного строения, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Дикая монгольская тема — словно тяжелая пята, придавившая русскую землю, и безрадостные, протянутые широко русские напевы. Широко разведенный унисон, верх (гобой и кларнет) грубые басы (туба, контрафагот), создают впечатление дали, огромных пространств печали, стоящей над разоренной Русью.
2-я часть «Песня об Александре Невском» – для унисонного мужского хора, дополненного альтами, и оркестра (в трехчастной форме). В былинном напеве возникает главная тема России, ее непобедимости и величия «А и было дело на Неве-реке». Гусельные переборы у арф придают музыке характер эпического рассказа. Мелодия с переменным размером(2/4 и 3/4). Это – начало событий, данное в эпическом плане, рассказ о недавней победе русских над шведами и о готовящемся новом испытании: «Не уступим мы землю русскую». «Кто придет на Русь, будет насмерть бит», — такова основная мысль этой части.
3-я часть «Крестоносцы во Пскове» – составляет резкий контраст с предшествующей частью и сама внутренне контрастна (в середине ее проходит русская тема). В оркестровом вступлении устрашающие диссонансы – словно каменные глыбы, падающие одна на другую. Облик рыцарей – смесь ханжества и жестокости, а музыкальный образ – «святой» хорал «Регеgrinus». В оркестре – угрожающее звучание медных инструментов и контрафагота. Горькой печалью пронизана русская тема (у струнных инструментов), скорбные напевы звучания струнных воплощают народное горе.
4-я часть «Вставайте, люди русские» – гневный призывный хор (хор написан в трехчастной форме). Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора, рожденная русской народной песней. Русь угнетенная, скорбная предстает с другой стороны – героической. Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией. Этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней. Набатный колокол звучит в оркестре как чеканный призыв к борьбе. Хор воплощает образ Родины: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». Эта тема будет звучать еще в 5-й и 7-й частях кантаты.
5-я часть «Ледовое побоище» – центральный номер кантаты. Он представляет собой грандиозную разработку. Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. Дрожащий фон (тремоло струнных), зловещие «каркающие» звуки у альтов sul ponticello (прием игры смычковых у подставки). Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, озаглавленный в фильме «Скок свиньи» («Свинья» – боевое построение тевтонского войска в форме клина). Точный изобразительный прием – чередующиеся равномерно аккорды у струнных передает характерное дробное постукивание, конский топот приближающегося отряда. Прокофьев искал здесь тембр, как «неприятный для русского уха». В музыке к фильму он смело использовал возможности звукозаписи. Сигнал игрался валторной, специально записанной с искажением. А далее, постепенно нарастая, приближается католический хорал из третьей части, молодецкая тема «Вставайте, люди русские» и стремительный ритм скачки русских всадников. До сих пор «борьба» враждебных тем выражалась в поочередном контрастном их проведении. В кульминации две темы проходят одновременно. Каждая из них сохраняет свою тональность – тема крестоносцев (хоральная) звучат в до-диез миноре у медных, русские темы (героическая и «скоморошина») в различных мажорных тональностях у струнных. Ярко изобразительна картина гибели рыцарей: треск льда, темные холодные волны, заливающие поле битвы. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед).
6-я часть «Мертвое поле» – песня для меццо-сопрано и оркестра (единственный сольный номер кантаты) имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства. Это скорбь Родины о погибших, воплощенная в символическом образе невесты, оплакивающей «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Естественно, что скорбную мелодию песни Прокофьев основывает на интонациях народных плачей.
7-я часть «Въезд Александра во Псков» – победно-патриотический финал, отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Здесь соединяются в мощном звучании знакомые русские темы кантаты: «Песня об Александре Невском» и светлая тема из средней части кантаты «Вставайте, люди русские». Первая, поистине богатырская тема дается здесь в увеличении. Благодаря четырехголосному хоровому изложению она приобретает гимнический, торжественный характер. Вторая тема также дана в замедленном темпе и в более широком хоровом изложении. Кроме этих двух тем в финале также звуча веселая плясовая тема у хора «Веселися, пой, мать родная Русь» и скоморошьи наигрыши из 5-й части. Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.
«Александр Невский» занимает важнейшее место в творчестве Прокофьева, утверждая в нем героико-эпическую тему, которая развивается затем в опере «Война и мир», в музыке к «Ивану Грозному», в Пятой симфонии. Драматургия кантаты «Александр Невский» основана на острейшем контрасте двух противоположных миров: убедительно утверждается победа живого человеческого народного начала над жестокостью и насилием.
Санкт-Петербургский филармонический оркестр. Дирижёр – Юрий Темирканов.