К 180-летию со дня рождения П.И.Чайковского
«Из века в век, из поколения в поколение переходит
наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке,
и в этом её бессмертие».
Д. Шостакович.
Эти замечательные слова Дмитрия Дмитриевича Шостаковича подчёркивают неоценимый вклад, внесённый в сокровищницу мировой музыкальной культуры великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским. На протяжении многих десятилетий его гениальные оперы и балеты не сходят со сцен музыкальных театров; симфонии, концерты, струнные квартеты и романсы звучат в концертных залах, в музыкальных школах, училищах и консерваториях, транслируются сотнями и тысячами радиостанций.
Чайковский писал: «…Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». Пожалуй, никто лучше не смог сформулировать извечную мечту каждого композитора, видящего в музыке не бессмысленную игру звуков, а великое прекрасное искусство, способное волновать людей, воодушевлять, искусство, призванное «высекать огонь из сердец», как сказал другой гений музыкального искусства Л.В.Бетховен.
Приведённые слова П.И.Чайковского, взятые из его письма, явились подлинным творческим кредо великого русского музыканта. Постоянное напряжение творческих сил, повседневный и вдохновенный труд над созданием многочисленных музыкальных произведений составили содержание и смысл всей жизни великого художника. Весь свой могучий талант, все неисчерпаемые силы пламенной души отдал он служению прекрасному в искусстве, созданию этого прекрасного и донесению его до широчайших масс людей. И его предельно искренняя, глубоко человечная музыка действительно любима миллионами людей на всём земном шаре.
Чайковский родился 7 мая 1840 года в семье горного инженера в Воткинске Вятской губернии. Отец будущего композитора был директором местного завода, а мать – пианисткой. С рождения мальчик впитал в себя исконный дух русской интеллигенции. Детство его прошло в родном имении под сенью деревенской природы, среди живописных видов и звуков народных песен. Все эти впечатления ранних лет позднее оформились в необыкновенную любовь к Родине, ее истории, культуре, народу.
Кроме Петра в семье Чайковских было еще четверо детей. Образование детям в этой большой и дружной семье стремились дать лучшее. С ними всегда была гувернантка Фанни Дюрбах, которая, сохранила очень много воспоминаний о маленьком Петруше. С детства это был самый впечатлительный, тонко чувствующий, ранимый, талантливый ребенок с тончайшей нервной организацией. «Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех.
Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок», – вспоминала Фанни Дюрбах.
Дом был наполнен музыкой, родители будущего композитора сами любили музицировать, они устраивали музыкальные вечера, в гостиной стоял механический орган (оркестрина). С раннего детства Пётр проявил острую восприимчивость к музыке, регулярно занимался на фортепиано, которым хорошо владел ко времени окончания Императорского Училища правоведения в Санкт-Петербурге (1859г.). Уже служа в Департаменте Министерства юстиции (до 1863г.), он поступил в 1861г. в классы Русского музыкального общества, преобразованные в 1962г. в Санкт-Петербургскую консерваторию, где занимался по композиции у Н.Зарембы и А.Рубинштейна, оказавшего огромное влияние на его жизнь и творчество. В консерватории Чайковский был одним из лучших учеников. Г.Ларош писал ему: «Вы самый большой музыкальный талант современной России. Я вижу в вас самую великую или лучше сказать – единственную надежду нашей музыкальной будущности».
По окончании консерватории в 1865г. (с высшей наградой – большой серебряной медалью и званием «свободного художника»), Чайковский был приглашен Н.Рубинштейном преподавать в открывшуюся в 1866г. Московскую консерваторию. Необходимо отметить, что в 60-е годы 19в. в России только начала складываться система профессионального музыкального образования. По сути, на тот момент не было отечественной школы, обучающей исполнительскому или композиторскому мастерству. Были разрозненные переводы западных учебников, отдельные классы учителей. Чайковский не только читал лекции, многие учебные программы и пособия он написал непосредственно сам, переводил зарубежные учебные пособия. Остались записи лекций его ученика, выдающегося русского композитора С.И.Танеева, из которых можно судить о глубине познаний, способности вдумчиво анализировать музыку с точки зрения ее строения, формы, элементов фактуры. Это титанический методический труд, переоценить который невозможно. Благодаря стараниям Петра Ильича обучение российских музыкантов и, особенно, композиторов приобрело систематичность, методическую цельность. Деятельность Чайковского (он вел классы обязательных и специальных теоретических дисциплин) заложила основы педагогической традиции Московской консерватории, этому способствовало создание им учебника гармонии, переводы различных учебных пособий и др. Педагогическая деятельность Чайковского предопределила на столетия появление русской композиторской школы и уникальных, самобытных, гениальных композиторов. Это целая веха в отечественной музыкальной педагогике.
В 1868г. Чайковский впервые выступил в печати со статьями в поддержку Н. Римского-Корсакова и М. Балакирева (с ним возникли и дружеские творческие отношения), а в 1871-1876гг. был музыкальным хроникером газет «Современная летопись» и «Русские ведомости». В статьях, в обширной переписке отразились эстетические идеалы композитора, питавшего особенно глубокие симпатии к искусству В.А.Моцарта, М.Глинки, Р.Шумана. Сближение с московским Артистическим кружком, который возглавлял А.Н.Островский (по его пьесе написана первая опера Чайковского «Воевода» – 1868г.; еще в годы учения – увертюра «Гроза», в 1873г. – музыка к пьесе «Снегурочка»), поездки в Каменку к сестре А.Давыдовой способствовали возникшей еще в детстве любви к народным напевам – русским, а потом и украинским, которые Чайковский нередко цитирует в сочинениях московского периода творчества.
Сюита из музыки П.И.Чайковского к пьесе «Снегурочка» А. Островского.
Дирижёр – В.Федосеев.
В Москве быстро укрепляется авторитет Чайковского-композитора, издаются и исполняются его произведения. Чайковский создает первые в русской музыке классические образцы разных жанров – симфонии (1866, 1872, 1875, 1877гг.), струнного квартета (1871, 1874, 1876гг.), фортепианного концерта (1875, 1880, 1893), балета («Лебединое озеро», 1875-1876гг.), концертной инструментальной пьесы («Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром, 1875г.; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, 1876г.), пишет романсы, фортепианные произведения («Времена года», 1875-1876гг. и др.).
П.И.Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, солист – Ван Клиберн.
П.И.Чайковский Первая симфония «Зимние грёзы». Дирижёр – В.Гергиев (Концертный зал «Зарядье», 2019г.)
П.И.Чайковский Адажио из балета «Лебединое озеро». Солисты – С.Захарова, А.Уваров (Большой театр)
П.И.Чайковский «Времена года». Исполняет – Д.Мацуев
В эти же годы Чайковский познакомился с критиком В.Стасовым и композиторами – членами «Могучей кучки». По совету М.Балакирева он обратился к программной музыке: значительное место в его творчестве заняли программные симфонические произведения – увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869г.), фантазия «Буря» (1873г., обе – по В.Шекспиру), фантазия «Франческа да Римини» (1876г., по Данте), в которых особенно заметна проявившаяся и в других жанрах лирико-психологическая, драматическая направленность творчества Чайковского.
П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта». Дирижёр – В.Федосеев
В опере поиски, идущие по тому же пути, приводят его от бытовой драмы на исторический сюжет («Опричник» по трагедии И.Лажечникова, 1870-1872гг.) через обращение к лирико-комедийной и фантастической повести Н.Гоголя («Кузнец Вакула» – 1874г., 2-я ред. – «Черевички» – 1885г.) к пушкинскому «Евгению Онегину» – лирическим сценам, как назвал свою оперу сам композитор (1877-1878гг.).
«Евгений Онегин» и Четвертая симфония, где глубокая драма человеческих чувств неотделима от реальных примет русской жизни, стали итогом московского периода творчества Чайковского. Их завершение ознаменовало выход из тяжелого кризиса, вызванного перенапряжением творческих сил, а также неудачной женитьбой.
Четвёртую симфонию Чайковский создавал под влиянием Пятой симфонии Л.В.Бетховена. Как и Бетховен, композитор размышлял над столкновением человека и судьбы. В 1878г. в Москве на концерте Русского музыкального общества симфонию исполнил Николай Рубинштейн, а вскоре с успехом прошла премьера «Евгения Онегина». В газете «Московские ведомости» написали, что «прелестная музыка Чайковского достойна прелестных стихов Пушкина». В письме брату Модесту Чайковскому Пётр Ильич писал: «Пусть моя опера будет несценична, пусть в ней мало действия, но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, потому что меня к этому тянет. Я совершенно погрузился в сочинение оперы».
П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Мариинский театр, 1984г.
П.И.Чайковский. Четвёртая симфония. Дирижёр – Е.Светланов.
Материальная поддержка, оказанная Чайковскому Надеждой фон Мекк, меценатом и горячей поклонницей его творчества (за 14 лет переписки они ни разу не встретились), дала ему возможность оставить работу в консерватории и сосредоточиться на творчестве. Страстная любительница музыки, располагавшая миллионным состоянием, она оказывала поддержку Московской консерватории, Русскому Музыкальному Обществу. Регулярно помогала Чайковскому и предложила ежегодную субсидию в 6 000 рублей, что позволило Петру Ильичу посвятить все свои силы композиторской деятельности. В ее доме бывали многие известные русские и зарубежные музыканты. В одном из писем к ней Чайковский писал: «Я Вам обязан всем, всем… Вы не только даете мне средства пережить без всяких забот трудный кризис, через который я должен был пройти… Вы вносите в мою жизнь новый элемент света и счастья…Я говорю о Вашей дружбе».
Сочинения конца 70-х – начала 80-х гг. отмечены большей объективностью высказывания, продолжающимся расширением круга жанров в инструментальной музыке (Концерт для скрипки с оркестром – 1878г.; оркестровые сюиты – 1879, 1883, 1884гг.; Серенада для струнного оркестра – 1880г.; «Трио Памяти великого художника» (Н. Рубинштейна) для фортепиано, скрипки и виолончели — 1882г. и др.), масштабностью оперных замыслов («Орлеанская дева» по Ф.Шиллеру, 1879г.; «Мазепа» по А.С.Пушкину, 1881-1883гг.), дальнейшим совершенствованием в области оркестрового письма («Итальянское каприччио» – 1880г., сюиты), музыкальной формы.
П.И.Чайковский. Опера «Мазепа». Сцена казни.
П.И.Чайковский. «Итальянское каприччио». Московский филармонический оркестр.
Дирижёр – М.Юровский.
С 1885 г. Чайковский поселяется в окрестностях подмосковного Клина (с 1891г. – в Клину, где в 1895г. был открыт Дом-музей композитора). Стремление к уединению для творчества не исключало глубоких и прочных контактов с русской музыкальной жизнью, интенсивно развивавшихся не только в Москве и в Петербурге, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Тифлисе и др. С 1880-х годов Чайковский много гастролирует по миру. Начавшиеся с 1887г. дирижерские выступления способствовали повсеместному распространению музыки Чайковского. Концертные поездки в Германию, Чехию, Францию, Англию, Америку принесли композитору мировую славу; укрепляются творческие и дружеские связи с европейскими музыкантами (Г.Бюлов, А.Бродский, А.Никиш, А.Дворжак, Э.Григ, К.Сен-Санc, Г.Малер и др.). Слава его в России в это время также росла. В 1885г. Чайковский стал членом совета директоров Русского музыкального общества и возглавил его московское отделение. В 1893г. Чайковский был удостоен степени доктора музыки Кембриджского университета в Англии.
В произведениях последнего периода, открывающегося программной симфонией «Манфред» (по Дж.Байрону, 1885г.), оперой «Чародейка» (по И.Шпажинскому, 1885-1887гг.), Пятой симфонией (1888г.), заметно усиление трагического начала, достигающего кульминации в опере «Пиковая дама» (1890г.) и Шестой симфонии (1893г.) – вершинах его творчества, где он поднимается до высшего философского обобщения образов любви, жизни и смерти. Рядом с этими сочинениями возникают сочинения, провозглашающие торжество света и добра – балеты «Спящая красавица» (1889г.) и «Щелкунчик» (1892г.), опера «Иоланта» (по Г.Герцу, 1891г.).
Шестая симфония («Патетическая») была написана за очень короткий срок (меньше, чем за полгода). Композитор считал её своим главным сочинением. «В эту симфонию я вложил, без преувеличения, всю свою душу», – писал он. Впервые она была исполнена в Петербурге под управлением автора – и тогда Чайковский в последний раз встал за дирижерский пульт. Через несколько дней после премьеры Шестой симфонии в Петербурге Чайковский скоропостижно скончался. По личному распоряжению императора Александра III Петра Ильича Чайковского похоронили в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств за счет казны.
П.И.Чайковский. Опера «Пиковая дама». Ария Германа «Что наша жизнь – игра»
П.И.Чайковский. Симфония № 6. Дирижёр – Валерий Гергиев (Концертный зал «Зарядье», 2019г.)
Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные – опера и симфония. В них нашли яркое отражение глубинные процессы внутреннего мира человека, сложные движения души, раскрывающиеся в острых и напряженных драматических столкновениях. Однако и в этих жанрах всегда слышна главная интонация музыки Чайковского – певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства и находящая столь же непосредственный отклик у слушателя. С другой стороны, и остальные жанры – от романса или фортепианной миниатюры до балета, инструментального концерта или камерного ансамбля – могут быть наделены теми же качествами симфонической масштабности, сложного драматического развития и глубокой лирической проникновенности.
Чайковский работал и в области хоровой (в т.ч. духовной), вокальной музыки, писал музыку к драматическим спектаклям. Традиции Чайковского в различных жанрах нашли свое продолжение в творчестве С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, А. Скрябина, советских композиторов. Музыка Чайковского, еще при его жизни получившая признание, запечатлела огромную эпоху русской жизни и культуры XIX в., вышла за их пределы и стала достоянием всего человечества. Она очень близка творчеству выдающихся русских писателей – Л.Толстого, Ф.Достоевского, И.Тургенева, А.Чехова: своей понизительной лиричностью, чуткостью к душевным переживаниям, состраданием к человеку, стремлением к нравственному совершенству. Ее содержание универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в нем обобщаются и по-новому раскрываются образы русской и мировой литературы — Пушкина и Гоголя, Шекспира и Данте, русской лирической поэзии второй половины XIX в.
Слава пришла к Чайковскому еще при жизни. Но подлинно всемирной известности, любви его музыка достигла в наше время, когда она зазвучала во всех уголках земного шара. В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Его именем в России названо главное профессиональное музыкальное учебное заведение страны, воспитывающее российских музыкантов – Московская государственная консерватория. Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал и Международный конкурс его имени, привлекающий каждые 4 года в Москву сотни талантливых музыкантов из разных стран. Девизом этого конкурса могли бы стать слова, начертанные на одном из венков, поднесенных Дому-музею П.И.Чайковского: «России – его сердце, миру – его гений».
В 1945г. Вере Мухиной, известному советскому скульптору, поручили изготовить памятник Петру Ильичу Чайковскому. Задумка скульптуры не сразу была воплощена в жизнь, несколько раз ее приходилось полностью переделывать. В итоге автор не дожила до дня открытия памятника, это была ее последняя работа. Но в окончательной версии он являет собой символ творческого вдохновения. Символично и его расположение – во дворе Московской консерватории. Как же не сказать о Чайковском, что он всегда с нами?!
Как не вспомнить его собственные пророческие слова:
«Мое время впереди…до такой степени
впереди, что я не дождусь его при жизни».
Пока Чайковский живёт в своей музыке, пока существует русская исполнительская школа, пока весь мир одаривает её любовью и вниманием, а сотни тысяч искренне заинтересованных слушателей приходят на выступления отечественных и зарубежных музыкантов – до тех пор жива русская музыкальная культура во всей своей человечности и дружелюбии.
Фильм «Жизнь и смерть Чайковского» (канал «Культура»)